Решение в отношении Администрации МО "Тарумовский район"

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 31
Дата публикации: 23 мая 2014, 21:38

 

Решение

по делу № 31/2014

 

«23» мая  2014г.                                                                                            г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «23»  мая 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р.  

Саидова  Ш.М.

 

рассмотрев дело №31/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения Администрацией МО «Тарумовский район» (РД, Тарумовский район, с. Тарумовка, 19) п.п. 3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения публичных процедур, а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в отсутствии представителей:

- Администрации МО «Тарумовский район» (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения);

- ххх (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

На основании приказа Дагестанского УФАС России от 29.10.2013г. №368 Инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена плановая проверка в отношении Администрации муниципального образования «Тарумовский район».

В ходе осуществления проверки деятельности Администрации МО «Тарумовский район» Инспекцией Дагестанского УФАС России была изучена деятельность Администрации МО «Тарумовский район» по распоряжению земельными участками на предмет соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Инспекцией Дагестанского УФАС России в ходе изучения представленных материалов было установлено, что:

Администрацией МО «Тарумовский район» был передан в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов.

В действиях Администрации МО «Тарумовский район» по непроведению торгов при передачи в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка  усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №31/2014 по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Администрации МО «Тарумовский район».  

Определением от 26.03.2014г. и 23.04.2014г. дело №31/2014 откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительной информации у лиц участвующих в рассмотрении дела.

23.05.2014г. ни представитель администрации МО «Тарумовский район», ни ххх на рассмотрение дела не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела №31/2014г.

В своем письменном пояснении по поводу предоставления в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов, администрация МО «Тарумовский район» указала на то, что данный земельный участок был предоставлен без торгов на основании ч.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), в котором указано, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.

Исследовав материалы дела и изучив, представленные администрацией МО «Тарумовский район» материалы, Комиссия Дагестанского УФАС России установила следующее:

09.08.2012г. в адрес администрации МО «Тарумовский район» (вх.271), поступило заявление от гражданина ххх с просьбой о передаче в долгосрочную аренду земельного участка расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства.

На основании данного заявления администрацией МО «Тарумовский район» было размещено в газете «Рассвет» от 10.08.2012г. объявление о намерении передать в аренду земельный участок размером 2 га. расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В соответствии ч.2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом РФ. При этом, решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (кон курсах, аукционах).

Доказательств того, что газета «Рассвет» была определена субъектом Российской Федерации, а именно, Республикой Дагестан, как СМИ, где публикуются сообщения о намерении администрации МО «Тарумовский район» передать в аренду земельные участки, стороны участвующие в деле не представили.

Согласно выписке из протокола №7 заседания земельной комиссии от 14.09.2012г., ххх, как единственному заявителю было решено предоставить право на оформление в аренду испрашиваемого земельного участка.

На основании заявления ххх и решения земельной комиссии  от 14.09.2012г. постановлением от 20.09.2012г. за №219 ххх был передан в долгосрочную аренду не сформированный земельный участок в размере 2 га., расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В последствии, после выполнения в отношении вышеуказанного земельного участка всех кадастровых работ и получения кадастрового паспорта, был заключен договор аренды земельного участка №556 от 13.05.2013г.

Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также, согласно  ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч.1 ст.34 ЗК РФ).

Согласно ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3 ст. 34 ЗК РФ).

В заявлении поданным ххх в адрес администрации МО «Тарумовский район» отсутствует его предполагаемые размеры.

 Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч.4 ст. 34 ЗК РФ), чего не было сделано.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч.5 ст. 34 ЗК РФ).

Как видно из материалов дела, Постановление администрации МО «Тарумовский район» от 20.09.2012г. за №219 «О предоставлении права оформления в аренду ххх находящегося в государственной собственности земельного участка» было вынесено без проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно постановлению Главы Администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения регламентирующих предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения (аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказкого Суда дело №А32-8561/2011).

Таким образом, Постановление администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «Тарумовский район», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному физическому лицу было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности.

 Избирательно предоставляя земельный участок сельскохозяйственного назначения физическому лицу с нарушением порядка его предоставления, согласно процедурам установленным ЗК РФ и Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Администрация МО «Тарумовский район» необоснованно предоставила отдельному физическому лицу, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, тем самым нарушила антимонопольное законодательство.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальный гарантий.

В части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции приведен перечень оснований, когда государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

обеспечения жизнедеятельности населения в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях; развития образования и науки; проведения научных исследований; защиты окружающей среды; сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта; обеспечения обороноспособности страны и безопасности государств; производства сельскохозяйственной продукции; социального обеспечения населения; охраны труда; охраны здоровья граждан; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

на основании федерального закона, правового акта Президента РФ, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов; в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу; в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссией Дагестанского УФАС России установлено и материалами дела подтверждается факт передачи ххх согласно постановлению администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. земельного участка без соблюдения процедуры предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа.

Муниципальное имущество - земельный участок площадью 2 га был предоставлен ххх в нарушение части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Указанная преференция предоставлена в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и не относится к числу исключительных случаев, когда не требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.

Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации МО «Тарумовский район» об отмене Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 13.05.2013г. №556 зарегистрирован 25.06.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Тарумовский отдел).

Договор аренды от 13.05.2013г. №556 заключен на основании Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г., который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды от 13.05.2013г. №556 в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

 

1.   Признать Администрацию «Тарумовский район» нарушившей п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В связи с тем, что между Администрацией МО «Тарумовский район» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.

3.  Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды от 13.05.2013г. №556, заключенного между Администрацией «Тарумовский район»  и  ххх, недействительным.

4.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

  Председатель Комиссии                                                                    Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                  

  Члены    Комиссии                                                                              Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                                Магомедов М.Р.

 

                                                                                                                Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

stdClass Object ( [vid] => 9955 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении Администрации МО "Тарумовский район" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9955 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405402869 [changed] => 1405402869 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405402869 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение

по делу № 31/2014

 

«23» мая  2014г.                                                                                            г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «23»  мая 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р.  

Саидова  Ш.М.

 

рассмотрев дело №31/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения Администрацией МО «Тарумовский район» (РД, Тарумовский район, с. Тарумовка, 19) п.п. 3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения публичных процедур, а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в отсутствии представителей:

- Администрации МО «Тарумовский район» (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения);

- ххх (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

На основании приказа Дагестанского УФАС России от 29.10.2013г. №368 Инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена плановая проверка в отношении Администрации муниципального образования «Тарумовский район».

В ходе осуществления проверки деятельности Администрации МО «Тарумовский район» Инспекцией Дагестанского УФАС России была изучена деятельность Администрации МО «Тарумовский район» по распоряжению земельными участками на предмет соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Инспекцией Дагестанского УФАС России в ходе изучения представленных материалов было установлено, что:

Администрацией МО «Тарумовский район» был передан в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов.

В действиях Администрации МО «Тарумовский район» по непроведению торгов при передачи в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка  усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №31/2014 по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Администрации МО «Тарумовский район».  

Определением от 26.03.2014г. и 23.04.2014г. дело №31/2014 откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительной информации у лиц участвующих в рассмотрении дела.

23.05.2014г. ни представитель администрации МО «Тарумовский район», ни ххх на рассмотрение дела не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела №31/2014г.

В своем письменном пояснении по поводу предоставления в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов, администрация МО «Тарумовский район» указала на то, что данный земельный участок был предоставлен без торгов на основании ч.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), в котором указано, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.

Исследовав материалы дела и изучив, представленные администрацией МО «Тарумовский район» материалы, Комиссия Дагестанского УФАС России установила следующее:

09.08.2012г. в адрес администрации МО «Тарумовский район» (вх.271), поступило заявление от гражданина ххх с просьбой о передаче в долгосрочную аренду земельного участка расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства.

На основании данного заявления администрацией МО «Тарумовский район» было размещено в газете «Рассвет» от 10.08.2012г. объявление о намерении передать в аренду земельный участок размером 2 га. расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В соответствии ч.2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом РФ. При этом, решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (кон курсах, аукционах).

Доказательств того, что газета «Рассвет» была определена субъектом Российской Федерации, а именно, Республикой Дагестан, как СМИ, где публикуются сообщения о намерении администрации МО «Тарумовский район» передать в аренду земельные участки, стороны участвующие в деле не представили.

Согласно выписке из протокола №7 заседания земельной комиссии от 14.09.2012г., ххх, как единственному заявителю было решено предоставить право на оформление в аренду испрашиваемого земельного участка.

На основании заявления ххх и решения земельной комиссии  от 14.09.2012г. постановлением от 20.09.2012г. за №219 ххх был передан в долгосрочную аренду не сформированный земельный участок в размере 2 га., расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В последствии, после выполнения в отношении вышеуказанного земельного участка всех кадастровых работ и получения кадастрового паспорта, был заключен договор аренды земельного участка №556 от 13.05.2013г.

Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также, согласно  ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч.1 ст.34 ЗК РФ).

Согласно ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3 ст. 34 ЗК РФ).

В заявлении поданным ххх в адрес администрации МО «Тарумовский район» отсутствует его предполагаемые размеры.

 Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч.4 ст. 34 ЗК РФ), чего не было сделано.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч.5 ст. 34 ЗК РФ).

Как видно из материалов дела, Постановление администрации МО «Тарумовский район» от 20.09.2012г. за №219 «О предоставлении права оформления в аренду ххх находящегося в государственной собственности земельного участка» было вынесено без проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно постановлению Главы Администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения регламентирующих предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения (аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказкого Суда дело №А32-8561/2011).

Таким образом, Постановление администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «Тарумовский район», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному физическому лицу было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности.

 Избирательно предоставляя земельный участок сельскохозяйственного назначения физическому лицу с нарушением порядка его предоставления, согласно процедурам установленным ЗК РФ и Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Администрация МО «Тарумовский район» необоснованно предоставила отдельному физическому лицу, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, тем самым нарушила антимонопольное законодательство.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальный гарантий.

В части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции приведен перечень оснований, когда государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

обеспечения жизнедеятельности населения в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях; развития образования и науки; проведения научных исследований; защиты окружающей среды; сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта; обеспечения обороноспособности страны и безопасности государств; производства сельскохозяйственной продукции; социального обеспечения населения; охраны труда; охраны здоровья граждан; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

на основании федерального закона, правового акта Президента РФ, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов; в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу; в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссией Дагестанского УФАС России установлено и материалами дела подтверждается факт передачи ххх согласно постановлению администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. земельного участка без соблюдения процедуры предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа.

Муниципальное имущество - земельный участок площадью 2 га был предоставлен ххх в нарушение части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Указанная преференция предоставлена в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и не относится к числу исключительных случаев, когда не требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.

Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации МО «Тарумовский район» об отмене Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 13.05.2013г. №556 зарегистрирован 25.06.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Тарумовский отдел).

Договор аренды от 13.05.2013г. №556 заключен на основании Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г., который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды от 13.05.2013г. №556 в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

 

1.   Признать Администрацию «Тарумовский район» нарушившей п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В связи с тем, что между Администрацией МО «Тарумовский район» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.

3.  Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды от 13.05.2013г. №556, заключенного между Администрацией «Тарумовский район»  и  ххх, недействительным.

4.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

  Председатель Комиссии                                                                    Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                  

  Члены    Комиссии                                                                              Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                                Магомедов М.Р.

 

                                                                                                                Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение

по делу № 31/2014

 

«23» мая  2014г.                                                                                            г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «23»  мая 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р.  

Саидова  Ш.М.

 

рассмотрев дело №31/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения Администрацией МО «Тарумовский район» (РД, Тарумовский район, с. Тарумовка, 19) п.п. 3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения публичных процедур, а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в отсутствии представителей:

- Администрации МО «Тарумовский район» (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения);

- ххх (имеется карточка-уведомление о надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

На основании приказа Дагестанского УФАС России от 29.10.2013г. №368 Инспекцией Дагестанского УФАС России была проведена плановая проверка в отношении Администрации муниципального образования «Тарумовский район».

В ходе осуществления проверки деятельности Администрации МО «Тарумовский район» Инспекцией Дагестанского УФАС России была изучена деятельность Администрации МО «Тарумовский район» по распоряжению земельными участками на предмет соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

Инспекцией Дагестанского УФАС России в ходе изучения представленных материалов было установлено, что:

Администрацией МО «Тарумовский район» был передан в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов.

В действиях Администрации МО «Тарумовский район» по непроведению торгов при передачи в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью – 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле с. Кузнецовка  усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №31/2014 по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Администрации МО «Тарумовский район».  

Определением от 26.03.2014г. и 23.04.2014г. дело №31/2014 откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительной информации у лиц участвующих в рассмотрении дела.

23.05.2014г. ни представитель администрации МО «Тарумовский район», ни ххх на рассмотрение дела не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела №31/2014г.

В своем письменном пояснении по поводу предоставления в аренду ххх земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью - 2 га, расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства без проведения торгов, администрация МО «Тарумовский район» указала на то, что данный земельный участок был предоставлен без торгов на основании ч.2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), в котором указано, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду.

Исследовав материалы дела и изучив, представленные администрацией МО «Тарумовский район» материалы, Комиссия Дагестанского УФАС России установила следующее:

09.08.2012г. в адрес администрации МО «Тарумовский район» (вх.271), поступило заявление от гражданина ххх с просьбой о передаче в долгосрочную аренду земельного участка расположенного на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка для ведения частного предпринимательства.

На основании данного заявления администрацией МО «Тарумовский район» было размещено в газете «Рассвет» от 10.08.2012г. объявление о намерении передать в аренду земельный участок размером 2 га. расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В соответствии ч.2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом РФ. При этом, решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (кон курсах, аукционах).

Доказательств того, что газета «Рассвет» была определена субъектом Российской Федерации, а именно, Республикой Дагестан, как СМИ, где публикуются сообщения о намерении администрации МО «Тарумовский район» передать в аренду земельные участки, стороны участвующие в деле не представили.

Согласно выписке из протокола №7 заседания земельной комиссии от 14.09.2012г., ххх, как единственному заявителю было решено предоставить право на оформление в аренду испрашиваемого земельного участка.

На основании заявления ххх и решения земельной комиссии  от 14.09.2012г. постановлением от 20.09.2012г. за №219 ххх был передан в долгосрочную аренду не сформированный земельный участок в размере 2 га., расположенный на  326+010 км. Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» возле  с. Кузнецовка.

В последствии, после выполнения в отношении вышеуказанного земельного участка всех кадастровых работ и получения кадастрового паспорта, был заключен договор аренды земельного участка №556 от 13.05.2013г.

Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также, согласно  ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч.1 ст.34 ЗК РФ).

Согласно ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3 ст. 34 ЗК РФ).

В заявлении поданным ххх в адрес администрации МО «Тарумовский район» отсутствует его предполагаемые размеры.

 Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч.4 ст. 34 ЗК РФ), чего не было сделано.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч.5 ст. 34 ЗК РФ).

Как видно из материалов дела, Постановление администрации МО «Тарумовский район» от 20.09.2012г. за №219 «О предоставлении права оформления в аренду ххх находящегося в государственной собственности земельного участка» было вынесено без проведения государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно постановлению Главы Администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения регламентирующих предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения (аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказкого Суда дело №А32-8561/2011).

Таким образом, Постановление администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «Тарумовский район», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному физическому лицу было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности.

 Избирательно предоставляя земельный участок сельскохозяйственного назначения физическому лицу с нарушением порядка его предоставления, согласно процедурам установленным ЗК РФ и Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Администрация МО «Тарумовский район» необоснованно предоставила отдельному физическому лицу, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, тем самым нарушила антимонопольное законодательство.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальный гарантий.

В части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции приведен перечень оснований, когда государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

обеспечения жизнедеятельности населения в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях; развития образования и науки; проведения научных исследований; защиты окружающей среды; сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта; обеспечения обороноспособности страны и безопасности государств; производства сельскохозяйственной продукции; социального обеспечения населения; охраны труда; охраны здоровья граждан; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

на основании федерального закона, правового акта Президента РФ, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов; в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу; в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комиссией Дагестанского УФАС России установлено и материалами дела подтверждается факт передачи ххх согласно постановлению администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. земельного участка без соблюдения процедуры предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа.

Муниципальное имущество - земельный участок площадью 2 га был предоставлен ххх в нарушение части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Указанная преференция предоставлена в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, и не относится к числу исключительных случаев, когда не требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.

Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации МО «Тарумовский район» об отмене Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г. и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 13.05.2013г. №556 зарегистрирован 25.06.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Тарумовский отдел).

Договор аренды от 13.05.2013г. №556 заключен на основании Постановления администрации МО «Тарумовский район» №219 от 20.09.2012г., который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «Тарумовский район» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды от 13.05.2013г. №556 в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

 

1.   Признать Администрацию «Тарумовский район» нарушившей п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   В связи с тем, что между Администрацией МО «Тарумовский район» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.

3.  Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды от 13.05.2013г. №556, заключенного между Администрацией «Тарумовский район»  и  ххх, недействительным.

4.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

  Председатель Комиссии                                                                    Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                  

  Члены    Комиссии                                                                              Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                                Магомедов М.Р.

 

                                                                                                                Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 31 [format] => [safe_value] => 31 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 17:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 17:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405402869 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )