Совещание у заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЮФО В.А.Жукова по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан.

13 ноября 2008г. в Махачкале состоялось совещание у заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе  В.А.Жукова по вопросам социально-экономического развития Республики Дагестан.

На совещании обсуждались вопросы

1.           «О готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетического комплекса Республики Дагестан к осенне-зимнему периоду 2008-2009гг.»

2.           «О возможном негативном влиянии мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Республики Дагестан»

 

В работе совещания принял участие Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы  России по Республике Дагестан Кубасаев К.М., который  выступил с сообщением, посвященным проблемам демонополизации ЖКХ и соблюдению антимонопольного законодательства в данной сфере

 

Выступление К.М. Кубасаева прилагается.

 

Пресс-служба Дагестанского УФАС России

 

 

Жилищно-коммунальный комплекс – один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. кв.м.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

Тем не менее, ЖКХ до сих пор продолжает оставаться самой неразгосударствленной отраслью экономики РФ и Республики Дагестан, в частности. Износ основных фондов превышает в Республики Дагестан составляет 88 %. Все это вызывает тревогу и обеспокоенность за будущее состоянии данной сферы.

Проводимая в стране реформа ЖКХ подразумевает собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. В общем виде главной целью реформы ЖКХ является решение таких задач, как: модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда, демонополизация отрасли, развитие конкуренции и перевод ЖКХ на рыночные отношения (что включает, в частности, привлечение частного бизнеса в указанную сферу), развитие конкуренции на рынке услуг по обслуживанию жилищного фонда, достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и жилищных услуг, соблюдение социальных гарантий, повышение эффективности, надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

Между тем в Дагестане, несмотря на заверения руководителей городов и районов РД на различных совещаниях и в СМИ, катаклизмы в ЖКХ продолжаются из года в год.

Перебои в электроснабжении, подаче воды и тепла стали  обыденными явлениями нашей жизни.

Дагестанское УФАС России неоднократно обращало внимание органов власти РД на необходимость принятия действенных мер по реформированию сферы ЖКХ, но к сожалению все остается на бумаге, а дело с места не двигается.

Антимонопольные органы вносят посильную лепту в реформирование ЖКХ, в частности направлялись письма в администрации городов и районов РД информационно- разъяснительного характера по вопросам реформы ЖКХ, о необходимости заключения письменных договоров с потребителями ЖКУ, возбуждались дела в отношении тех, кто препятствовал созданию ТСЖ и т.д.

В рамках осуществления контроля за реализацией полномочий органов местного самоуправления по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, установлено, что  конкурсы муниципальными образованиями РД практически не проводятся. (Для сведения ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие жилищного кодекса РФ»  предусмотрено проведение открытых конкурсов по выбору управляющих организаций до 1 мая 2008г.).

Нет альтернативных управляющих компаний, а там, где они созданы, их деятельность носит формальный характер. В Махачкале простое преобразование бывших МУПов (ЖЭУ) в управляющие компании - общества с ограниченной ответственностью, не привело к созданию эффективных конкурентных отношений в сфере ЖКХ.

До сих пор не прозрачны механизмы использования денежных средств выделяемых на реформирование ЖКХ из «Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» по программе восстановления ветхого и аварийного жилья.

Имеются факты противодействия созданию альтернативных управляющих компаний со стороны муниципальных образований.

Включение в законодательство мер ответственности должностных лиц за противодействие в регистрации альтернативных управляющих организаций и создании административных барьеров вступлению на рынок услуг в сфере ЖКХ позволило бы снять эту проблему.

Не налажены процедуры проведения открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, что также тормозит реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства и развитие реальной конкуренции.

Серьезным фактором тормозящим развития конкуренции в сфере ЖКХ на наш взгляд является отсутствие надлежаще оформленных договоров между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и потребителями. Неоднократно данный вопрос был предметом обсуждения на совещаниях различного уровня, но к сожалению до сего дня не нашел должного понимания со стороны власти ни стороны субъектов правоотношений сферы ЖКХ.

Без создания реальных возможностей для развития конкуренции в сфере ЖКХ не следует ожидать улучшения ситуации в жилищно-коммунальном обслуживании населения.

Считаем необходимым:

1. Незамедлительное письменное оформление договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и потребителями.

2. Всемерное содействие ТСЖ и иных альтернативных структур в сфере ЖКХ.

3. Снятие не на словах, а на деле, всех административных барьеров для ТСЖ к доступу финансовым средствам, выделяемым для реформирования ЖКХ.

Всего Управлением в отношении предприятий так или иначе связанных со сферой ЖКХ (Управляющих организаций, ДЭСК, горэлектросетей, водоканалов и т.д.) в 2008 году было возбуждено 21 дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи со злоупотреблением доминирующим положением на товарных рынках и наложены административные штрафы в размере 76 миллионов рублей.