Враги потребителей

16 марта на заседании рабочей группы Совета федерации по подготовке предложений по оздоровлению ситуации в экономике и на рынке труда были названы виновные в тяжелом положении производителей продовольственных товаров. Ими стали банки и торговые сети, которые вчера стали главным объектом критики.

«Мы находимся в унизительном положении по отношению к сетям», - заявил Вадим Дымов, председатель совета директоров компании «Дымов». Бизнесмена возмутило предложение крупного ритейлера о требовании бонуса за размещение продукции и та напористость, с которой действовал менеджмент: «Либо платите, либо уходите с полки». По его словам, это стало возможным потому, что производящих компаний в России десятки тысяч, а крупных торговых сетей - примерно 10-15. «Им проще диктовать нам условия», - считает бизнесмен. На смену многим отраслевым союзам надо создавать один, но действенный, полагает он.

Сенатор Сергей Лисовский заявил, что позиция сетей в отношении производителей может привести к их разорению, и тогда мясо может подорожать в течение месяца в два раза.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов поддержал производителей. Его служба проводит расследование в отношении крупной торговой компании, которая кроме различных бонусов и премий за реализацию товара (например, премию за повышение показателей по вертикальному росту) требовала от поставщика собственной маржинальной доходности не менее 21%, предъявляя штрафные санкции, если доходность компании будет меньше.

Ситуацию на рынке усугубляют и региональные власти. По данным ФАС, в конце прошлого года были отмечены факты ограничения по перемещению товаров, чего не наблюдалось со времен 1998 года. В ФАС уверены, что антимонопольная политика на рынке ритейла станет более успешной, если для торговых сетей «планка доминирования» будет установлена на уровне 35%.

Однако более кардинальные изменения в отношениях между производителями и сетями установит только закон о торговле, который обсуждается уже пять лет. По мнению статс-секретаря - замминистра промышленности и торговли Станислава Наумова, законопроект вскоре будет внесен в правительство. «Позиции Минсельхоза и Минпромторга уже согласованы», - заявил он. Поддерживая отечественных производителей, замминистра призвал к объективному отношению к торговым сетям. Он привел расчеты одной из ритейлерских ассоциаций. Согласно им с учетом продажной цены товара в 100 рублей закупочная цена составляла 82 рубля, а с учетом бонусов - 71 рубль. После вычета затрат на выплаты по кредитам, налогам, аренде, рекламе, зарплате и прочим расходам доход сети составил 1 рубль.

Замминистра напомнил, что сетевая торговля составляет 30% от всей торговли. Критика в отношении банков была менее острой, поскольку Россельхозбанк кредитование сельхозпроизводителей все-таки проводит. При этом ставки не превышают 20%, что соответствует реалиям рынка, хотя кредиты выдаются крайне медленно. По словам зампреда Россельхозбанка Аркадия Кулика, проблемы с залоговой массой решаются, но у производителей не хватает денег, чтобы проводить обязательные выплаты.