ИГОРЬ АРТЕМЬЕВ: «МЫ УРЕЖЕМ МОНОПОЛИСТАМ АППЕТИТ!»

»Кубанским новостям» представилась возможность задать вопросы руководителю ФАС России.

- Игорь Юрьевич, какова роль ФАС в нынешней кризисной ситуации?

- Как один из экономических органов правительства России мы призваны бороться с инфляцией. Ведь немалая составляющая в ней вызвана неоправданными аппетитами наших монополистов. Вот эти аппетиты мы и должны урезать. Что касается кризиса, то мы пошли на встречу бизнесу и добровольно сократили сроки рассмотрения ходатайств на совершение сделок. По закону полагается три месяца, мы сроки сократили до 30 дней. А ходатайства финансовых организаций мы вообще рассматриваем в течение одного-пяти дней.

- Какие рынки в Краснодарском крае, на ваш взгляд, наиболее монополизированы? Какие нарушения антимонопольного законодательства характерны для нашего региона?

- На данный момент в Краснодарском крае наиболее монополизированными являются рынок поставки газа, рынки водоснабжения и водоотведения, рынки по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. Нарушения антимонопольного законодательства в вашем регионе приходятся на сферу злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынках ЖКХ, электро- и теплоэнергии, газа и нефтепродуктов.

- Кого можно считать лидерами по нарушениям антимонопольного законодательства на Кубани и в целом по России?

- По России это нефтяные, газовые, энергетические компании, РЖД, порты и аэропорты. Огромное количество нарушений совершают чиновники регионального и муниципального уровня. На Кубани лидерами по нарушениям можно назвать ООО «Краснодаррегионгаз», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «НЭСК-электросети», ОАО «Кубаньэнергосбыт», ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ООО «Югводоканал», МУП «ВКХ» города Геленджика, в отношении которых в 2008 году были возбужденны дела по признакам нарушения статей закона «О защите конкуренции». Что касается муниципальных образований вашего края, то по итогам проверок, проведенных Краснодарским УФАС в конце 2008 года -- начале текущего года, было установлено, что ими далеко не всегда соблюдаются антимонопольные требования при предоставлении в аренду либо в безвозмездное пользование муниципального имущества. При установлении такого рода нарушений управление возбуждает дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

- Игорь Юрьевич, как вы оцениваете работу УФАС по Краснодарскому краю и ФАС в целом по России? Удовлетворены ли вы этой работой?

- Мы полагаем, что и Краснодарскому УФАС, и службе в целом есть к чему стремиться. К сожалению, еще очень много проблем осталось нерешенными. В прошлом году мы только начали активно взыскивать оборотные штрафы за злоупотребление доминирующим положением и пресекать картельные соглашения. Общая сумма наложенных штрафов на нарушителей по России составила 13 миллиардов рублей. В этом году в случае принятия поправок в антимонопольное законодательство нам придется начать применять меры ответственности в виде дисквалификации и лишения свободы. Надеюсь, что это положительно скажется на результатах нашей работы в интересах российских граждан.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих мерах...

- Дисквалификация будет применяться в отношении государственных и муниципальных служащих. Это означает, что за нарушение антимонопольного законодательства чиновнику может быть запрещено занимать свою должность в течение определенного времени, например от шести месяцев до трех лет. На наш взгляд, это будет действенная мера, может быть, даже более действенная, чем оборотные штрафы. Также появится новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса, которая предусматривает уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Мы рассчитываем, что эта суровая мера наказания позволит сократить количество нарушений на рынке. Потому что одно дело, когда штрафуют компанию, и совсем другое, когда штраф или тюремное заключение будет грозить тебе лично. Это заставит чиновников и топ-менеджеров компаний внимательнее относится к антимонопольному законодательству, они лишний раз подумают, прежде чем нарушить закон.

- На одной из своих недавних пресс-конференций вы озвучили стоимость бензина в различных российских регионах. Сколько, по вашим подсчетам, должны стоить нефтепродукты в Краснодарском крае?

- По нашим оценкам, стоимость бензина в европейской части России не должна превышать 19 рублей за литр. В отдаленных регионах, где существуют сложности с доставкой, цена, конечно, может быть выше.

- Считаете ли вы недавнее снижение розничных цен на бензин победой ФАС?

- В какой-то мере, да. Победой ФАС и правительства в целом. Хотя победой это назвать трудно - еще не во всех регионах цены на бензин достигли рекомендуемого нами уровня, который был бы, если бы в стране была реальная конкуренция между нефтяными компаниями.

- В прошлом году УФАС по Краснодарскому краю уличило в сговоре 11 компаний, работающих на розничном рынке моторного топлива. Однако большинство из них до сих пор отстаивают в суде свою невиновность. Похожая ситуация, как известно из СМИ, складывается и в других российских регионах. Как вы оцениваете шансы ФАС в борьбе с такими крупными игроками нефтяного рынка, как «Лукойл», «Роснефть» и другими? Были ли прецеденты, когда антимонопольщики выигрывали суды у «королей бензоколонок»?

- Конечно, были. Недавно наше Иркутское управление ФАС выиграло дело в апелляционном суде против «Роснефти» и взыскало с нефтяной компании почти 230 миллионов рублей штрафа. Мы также надеемся быть услышанными в судах по делам против еще четырех крупнейших нефтяных компаний.

- Сотрудники антимонопольного ведомства сетуют на то, что сегодня на практике почти невозможно доказать факт сговора между компаниями. Ведь никаких уличающих документов последние не подписывают, таким образом, антимонопольщикам приходится в судах довольствоваться лишь своими предположениями. Но ведь на одних домыслах далеко не уедешь...

- Есть два действенных механизма, с помощью которых чаще всего удается раскрыть картели. Первый -- это наличие у антимонопольных органов полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности. ФАС такими полномочиями не обладает. Но мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами для раскрытия картелей. Второй способ -- добровольное раскрытие картеля одним из его участников. По нашему законодательству, первый из участников картеля, кто сообщит о картеле в антимонопольный орган, добровольно прекратит нарушать закон и представит доказательства существования такого картеля, получит полное освобождение от ответственности. Остальным участникам незаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию, грозят штрафы от 1 до 15 процентов от оборота компании за предыдущий год.

- Применялись ли оборотные штрафы к каким-либо российским компаниям в максимальном - 15-процентном - размере?

- Сегодня оборотные штрафы являются самой действенной мерой наказания. Однако мы еще ни разу не применяли к нарушителям закона максимальную планку в 15 процентов.

- На Кубани по рынку ритуальных услуг прокатилась волна проверок со стороны антимонопольщиков. С чем это связано?

- К нам поступили обращения от организаций о наличии в ряде субъектов Российской Федерации фактов создания преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке похоронных услуг. В связи с этим мы дали поручение всем нашим территориальным управления, включая УФАС по Краснодарскому краю, провести контрольные мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг.

- Игорь Юрьевич, а чем объясняется нынешняя активность ФАС? Ведь еще до недавнего времени работа антимонопольного ведомства почти не афишировалась...

- Мы работаем так же, как и раньше. Просто в прошлом году нам удалось выделить отдельные ставки пресс-секретарей в территориальных управлениях ФАС. Кроме того, у всех наших территориальных управлений появились свои интернет-сайты, с помощью которых они могут рассказывать о своей деятельности общественности. Мы придаем большое значение общению с журналистами. Ведь публикации в средствах массовой информации нередко очень помогают в нашей работе.