Наказание для монополистов

Cегодня Конституционный суд (КС) приступит к рассмотрению вопроса об антимонопольных наказаниях. Обратившиеся в КС бизнесмены убеждены, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не вправе заставлять компании перечислять в бюджет доход, полученный незаконным путем. По их мнению, норма, дающая антимонопольному органу такую возможность, не соответствует Конституции.

С жалобой в КС обратились две компании - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Газэнергосеть», которые ФАС обязала выплатить в бюджет более 70 млн и более 153 млн руб. соответственно за нарушения антимонопольного законодательства. Компании обжаловали эти решения в арбитражных судах, но безуспешно. Суды подтвердили право ФАС требовать перечислить в бюджет ту часть дохода, которая была получена, по ее мнению, незаконно.

Теперь КС предстоит разобраться, насколько далеко распространяются возможности ФАС в области предъявления санкций к бизнесу. Суть проблемы в том, что сейчас ФАС может привлечь бизнес к материальной ответственности как в рамках Административного кодекса (КоАП) в виде наложения штрафа, так и в рамках закона о защите конкуренции в виде требования перечислить незаконно полученный доход в бюджет. Как сказано в тексте жалобы ОАО «Нижнекамскнефтехим» (есть в распоряжении РБК daily), мера о перечислении дохода в бюджет применяется без установления степени вины нарушителя и сроков давности. Заявители отмечают, что в случае пропуска сроков давности по КоАП у ФАС остается ничем не ограниченная возможность в рамках закона о защите конкуренции взыскать с компании доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. По мнению бизнеса, в данном случае нарушается принцип презумпции невиновности и происходит пересечение двух видов ответственности за одно и то же правонарушение.

По мнению экспертов, правовая неопределенность в законодательстве действительно существует. Как отмечает адвокат компании «Правовые инициативы - ХХI век» Ксения Авходиева, около года назад по этому поводу уже высказался Высший арбитражный суд, который отнес перечисление дохода в бюджет к отдельному виду ответственности, так называемой публичной. «Суд фактически указал, что взыскание дохода в бюджет применимо тогда, когда невозможно определить штраф по правилам, предусмотренным КоАП», - поясняет юрист.

«Есть такие нарушения, когда выручка от реализации товара на рынке отсутствует. Например, если компания затрудняет доступ на рынок, тогда размер штрафа посчитать невозможно», - подтвердил РБК daily начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич.

В ФАС считают обращение компаний в КС попыткой затянуть сроки исполнения судебных решений. Предписание «Нижнекамскнефтехиму» было выдано более трех лет назад. Жалобу компании на пересечение двух видов ответственности г-н Сушкевич считает неактуальной, поскольку наказание предусмотрено только либо в виде штрафа, либо в виде обязательного перечисления в бюджет незаконно полученного дохода.

Несмотря на правовую коллизию, юристы сомневаются, что КС встанет на сторону бизнеса, поскольку у ФАС должна быть возможность воздействовать на нарушителей. «Если все-таки компаниям удастся доказать свою правоту, тогда ФАС скорее всего придется инициировать поправки в КоАП, а на это может уйти до года, в течение которого ФАС может лишиться возможности пользоваться спорной нормой», - поясняет управляющий партнер юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Лебедева.