О ситуации на российском рынке топлива.

В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах

страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на

бензин и дизельное топливо.

 

 

 

Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является

основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.

 
Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
 
 

Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?

 
 

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на
основе рыночного механизма конкуренции.
 
 

 
 

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

 

 

 

Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной
степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне
действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения
нефтепродуктами определенных территорий.
 
 

 
 

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие
появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
 
 

 
 

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

 
 

Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
 
 

 
 

Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен
на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность
розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем
по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
 
 

 
 

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам
нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
 
 

 
 

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года
искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива,
что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
 
 

 
 

ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» -
как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть»,
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной
ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?

 
 

При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
 
 

При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину
вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.

 
 

 

Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом,
и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
 
 

 

 
 
 

 

Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?

 
 

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
 
 

 

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты
в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
 
 

 

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора,
установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и
ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей
административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

 

 
 
 

 

Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?

 
 

Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице.
По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие
нефтяные компании:
 
 

 

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
 
 

 

ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
 
 

 

ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
 
 

 

ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
 
 

 

         По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
 
 

 

Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции,
десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
 
 

 

 
 
 

 

Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?

 
 

Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов,
возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России»,
далее «Территориальные органы ФАС России»).
 
 


 

Ситуация на рынке розничной и оптовой реализации нефтепродуктов на территории Республики Дагестан

 
 

На сегодняшний день  по данным Управления Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору по Республике Дагестан на территории Республики Дагестан
находится 737 автозаправочных станций (далее – АЗС).
 
 

 

От общего числа АЗС 86 процентов составляют индивидуальные предприниматели и только 14 процентов юридические лица.
 
 

 

Управление ФАС России по Республике Дагестан в соответствии с поручением ФАС России от 18.04.2007г. №АГ5612 о мониторинге цен на нефтепродукты, проводит мониторинг
рынка оптовой и розничной реализации нефтепродуктов по Республике Дагестан. Для этого были выбраны 3 крупных города Республики: г. Махачкала, г. Кизляр, г. Дербент.
Еженедельно, по вторникам Управление высылает электронной почтой в адрес ФАС России отчет по мониторингу цен на нефтепродукты в электронном виде.
 
 

 

Также, Дагестанское УФАС России мобилизовало несколько групп из сотрудников Управления для проведения мониторинга стоимости реализации бензина и дизельного
топлива по г. Махачкала. Данные группы в составе специалистов Управления, проводят мониторинг рынка путем фиксации стоимости нефтепродуктов, посредством записи
на видеокамеру стендов с ценами на бензин и дизельное топливо непосредственно на АЗС.
 
 

         Данные, полученные в результате проведения еженедельного мониторинга стоимости реализации нефтепродуктов в г. Махачкала отражены в нижеприведенной таблице.
 
Таблица №1: Средние розничные цены на бензин и дизельное топливо в г. Махачкала с 18.01.2009г. по 26.07.2009г., понедельное.

Оптовые цены на бензин и диз. топливо в г. Махачкала с 01.08.2008 по 25.01.2009г., понедельно
 
 
18 янв
25 янв
1 фев
8 фев
15 фев
22 фев
1 мар
8 мар
15 мар
22 мар
29 мар
5 апр
12 апр
А -76
13,93
13,93
13,93
14,33
14,33
14,33
14,34
13,83
13,83
14,16
14,16
14,83
14,16
Аи 92
16
16
16
16,83
16,83
16,83
16,66
16,16
16,16
16,16
16,16
16,16
16,16
Аи 95
20
19,9
19,6
20
20
20
19,66
19,33
19,33
19,33
19,33
19,33
19,33
ДТ
15
15
15
13-18
13-18
13-18
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17

                  

19 апр
26 апр
3 май
10 май
17 май
24 май
31 май
7 июн
14 июн
21 июн
28 июн
05 июл  
12 июл
19 июл
26 июл
14,16
14,16
14,16
14,16
14,16
14,16
14,16
14,33
15
16,33
16,33
16,33
16,96
16,96
16.93
16,16
16,16
16,16
16,16
16,16
16,16
16,16
18,83
20
20,5
20,83
21,16
21,46
21,83
21.96
19,33
19,33
19,33
19,33
19,33
19,33
19,33
20,5
22
22,33
22,66
23
      23,3
23,3
23,3
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17
14-17
14-19
14-20
14-21
14-21
14-21
14-21
14-21
14-21

Из данных таблицы №1 видно, что в среднем цены на бензин за период с 18.01.2009г. по 26.07.2009г. повысились на 24,57 %, на дизельное топливо на 16,66 %,

в частности А-76 на 21,53 %, Аи-92 - на  37,25 %, Аи-95 - на 16,5 %.

 

 

 

 

Из вышеуказанной таблицы видно, что после небольшого снижения цен в начале марта, наблюдается стабильность цен в марте, апреле и мае 2009г.,
то есть за данные три месяца цены на рынке розничной реализации бензина и ДТ практически не менялись.
 
 
 

 

Резкий скачок цен в 2009г. начался с начала июня и продолжился до середины июля. Таким образом, рост цен за период с 1 июня по 12 июля 2009г
составил: А – 76 (А-80) – 19,77 процентов, Аи-92 – 32,79 процентов, Аи-95 – 20,53 процентов, ДТ ~ 13 процентов.

 

Стоимость ДТ на сегодняшний день варьируется от 14 до 21 рубля за литр. С декабря 2008г. в мониторинг включены также цены на ДТ-ЕВРО, цена на которое,
как правило, в среднем от 20 до 50 процентов выше, чем на обычное ДТ. Данное колебание стоимости зависит от качества ДТ, его свойств. Так, стоимость ДТ-ЕВРО,
которое используется для заправки автомобилей иностранного производства, намного выше, чем стоимость ДТ, предназначенного для заправки грузовых автомобилей
российского производства.
 
 
 

Для сравнения рынка розничной реализации нефтепродуктов в соседних регионах приводим данные по г. Махачкала и г. Астрахань по состоянию на 26.07.2009г.
в виде следующей таблицы:
 

Марка бензина и ДТ
г. Махачкала
г. Астрахань
А – 76
16,93
17,23
Аи – 92
21,96
20,8
Аи – 95
23,3
22
ДТ
17,5(с учетом ДТ-ЕВРО)
16,8

 
При сравнении цен на нефтепродукты в г. Махачкала и г. Астрахань, необходимо отметить, что на территории Астраханской области расположены крупные
нефтеперерабатывающие заводы, в связи с чем астраханские АЗС почти не несут затрат на перевозку нефтепродуктов, в то время как дагестанские АЗС в
основном ввозят на территорию Республики нефтепродукты, т.е стоимость нефтепродуктов в г. Махачкала увеличивается за счет больших транспортных расходов.
Таблица №2: Оптовые цены на бензин и дизельное топливо в г. Махачкала на примере ООО «Нефтепродуктснаб» с 18.01.2009г. по 26.07.2009г., понедельно.

Оптовые цены на бензин и диз. топливо в г. Махачкала с 01.11.2008 по 26.07.2009г.
 
18 янв
25 янв
1 фев
8 фев
15 фев
22 фев
1 мар
8 мар
15 мар
22 мар
29 мар
5 апр
12 апр
19 апр
А -76
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
Аи 92
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
Аи 95
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
24700
ДТ
14950
14950
15080
15080
15080
15080
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240

 

26 апр
3 май
10 май
17 май
24 май
31 май
7 июн
14 июн
21 июн
28 июн
5 июл
12 июл
19 июл
26 июл
18200
18200
18200
18200
18200
18200
18200
19500
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
20800
23400
26000
26000
27300
27300
27950
28600
28600
24700
24700
24700
24700
24700
24700
26000
28600
28600
29900
29900
29900
29900
29900
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240
16240

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из данных таблицы №2 видно, что в среднем оптовые цены на бензин, на примере ООО «Нефтепродуктснаб», за период с 18.01.2009г. по 26.07.2009г.
повысились на 24,48 процентов, на дизельное топливо на 8,62 процентов, в том числе бензин марки А-76 на 14,28 процентов, Аи-92 на 37,5 процентов,
Аи-95 на 21,05 процентов.
 
 

 

С 18.01.2009г. по 01.06.2009г. оптовая стоимость бензина марки А-76, Аи-92, Аи-95 не изменялась, а стоимость ДТ после небольшого роста в цене с
начала года по 1 март 2009г на 8,6 процентов, по настоящее время не изменялась и осталась на уровне 16240р за 1 тонну.
 
 

 

Если проанализировать стоимость бензина и ДТ по состоянию на начало каждого месяца 2009г. видно следующее:
 
 

Для сравнения рынка оптовой реализации нефтепродуктов в соседних регионах приведем сравнительные данные по г. Махачкала и г. Астрахань
по состоянию на 26.07.2009г.:
 
Марка бензина и ДТ
г. Махачкала
г. Астрахань
А – 76
20800
21658
Аи – 92
28600
25488
Аи – 95
29900
27009
ДТ
16240
15595
   Таблица №3: Оптовая стоимость бензина и ДТ на начало каждого месяца 2009г. и динамика роста относительно предыдущего месяца в процентах.

 
Январь
Дин. %
февраль
Дин. %
март
Дин. %
Апрель
Дин. %
май
Дин. %
июнь
 Дин. %
Июль
 
 
А -76
18200
0
18200
0
18200
0
18200
0
18200
0
18200
14,3
20800
Аи 92
20800
0
20800
0
20800
0
20800
0
20800
12,5
23400
16,6
27300
Аи 95
24700
0
24700
0
24700
0
24700
0
24700
5,2
26000
15
29900
ДТ
14950
0,8
15080
7,7
16240
0
16240
0
16240
0
16240
0
16240

 
Таблица №4: Средняя розничная стоимость бензина и ДТ по г. Махачкала на начало каждого месяца 2009г. и динамика роста относительно предыдущего месяца в процентах.

 
Январь
Дин. %
февраль
Дин. %
март
Дин. %
Апрель
Дин. %
май
Дин. %
июнь
 Дин. %
Июль
 
 
А -76
13,93
0
13,93
2,9
14,34
3,4
14,83
- 4,5
14,16
1,2
14,33
13,9
16,33
Аи 92
16
0
16
4,1
16,66
- 3
16,16
0
16,16
16,5
18,83
12,4
21,16
Аи 95
20
- 2
19,6
0,3
19,66
- 1,7
19,33
0
19,33
6
20,5
12,2
23
ДТ
15
0
15
 
14-17
 
14-17
 
14-17
 
14-19
 
14-21

 

Также следует отметить, что Управление ФАС России по Республике Дагестан в соответствии с поручением ФАС России проводит еженедельный
мониторинг цен на авиакеросин и стоимость заправки воздушных судов Аэропорту г. Махачкала.
 
 

 

На данном рынке функционируют 2 хозяйствующих субъекта: ОАО «Авиалинии Дагестана» и ООО ТЗК «Дагавиатоп».
 
 

 

На сегодняшний день основным поставщиком авиакеросина в аэропорт г. Махачкала является ООО ТЗК «Дагавиатоп».
 
 

 

Так с начала 2009г. по настоящее время стоимость реализации авиакеросина в аэропорту г. Махачкала снизилась у ОАО «Авиалинии Дагестана»
на 11,5 процентов, а у ООО ТЗК «Дагавиатоп» на 11,7 процентов.
 
 

 

Следует отметить, что стоимость реализации авиакеросина ОАО «Авиалинии Дагестана» за период с 16.02.2009г. по настоящее время не менялась
и остается на уровне 20886 рублей за 1 тонну, а у ООО ТЗК «Дагавиатоп» не менялась с 11.05.2009г. по настоящее время и остается на уровне 21192 рубля за 1 тонну.
 
 

На сегодняшний день стоимость заправки воздушных судов у ОАО «Авиалинии Дагестана» составляет 1203 р./тонну, а у ООО ТЗК «Дагавиатоп» - 1038 руб./тонну.
Стоимость заправки ВС не менялась у ОАО «Авиалинии Дагестана» с 28.007.2008г. , а у ООО ТЗК «Дагавиатоп» с 03.11.2008г..
 
Отдел антимонопольного контроля
товарных рынков и естественных монополий