Курбан Кубасаев: Реклама должна работать


В последнее время Антимонопольная служба России стала самым эффективным инструментом в руках государства для своевременного реагирования на правонарушения в сфере рекламы, защиты конкуренции и в борьбе с монополистами. Руководитель Дагестанского УФАС РД Курбан Кубасаев является единственным на сегодня руководителем федеральной службы в республике, который, в отличие от других чиновников, может открыто и без предвзятостей говорить обо всём.

 

Судя по публикациям в СМИ, деятельность вашей службы в основном направлена против правонарушителей в сфере рекламного рынка. Однако, как показывают социологические опросы, граждане возмущены тем, что монополисты необоснованно завышают цены на газ, электричество, бензин и т. п. Почему вы не привлекаете их к ответственности?

 

 

 

– Почему не привлекаем? Привлекаем. И потребители справедливо возмущаются действиями монополистов. Нам это понятно. Но стоит отметить, что у нас в республике 14 нефтеперерабатывающих заводов и 1 млн тонн нефти перерабатывается в год, из которых 300 тысяч тонн – это собственная добыча.

 

 

 

– Я никак не пойму, почему США, покупая у нас нефть по $60 – 70 за баррель, продают потребителям по 14 рублей за литр, (в переводе на российскую валюту) тогда как наша страна, которая является вторым в мире экспортёром нефти (после Саудовской Аравии), продаёт бензин по цене 25 рублей за литр?

 

 

 

– А вы посмотрите, какая культура в Америке и у нас. Соблюдение законов такое же, как в России или в Дагестане?

 

 

 

– Если вы хотите свалить всё на преступность, то скажу что в США и в России почти одинаковое количество осуждённых на душу населения.

 

 

 

 – Но, наверно, у них экономических преступлений совершают меньше, чем у нас. У нас ведь посмотрите, сколько заправок и заводов. Нет элементарных документов на эти заправки. Как только начинаем проверять документы, начинают угрожать. Напрашиваются вопросы: почему без документов работают они? Почему контрольно-надзорные и правоохранительные органы не проверяют их?

 

 

 

– Потому что в большинстве своём эти заправки принадлежат чиновникам, а правоохранительные органы их крышуют…

 

 

 

– Ну да. Я же не должен этим заниматься, для этого есть органы. Вот вы почему не публикуете про то, какой чиновник владеет какими заправками?

 

 

 

А вы дайте информацию – мы опубликуем…

 

 

 

– Я вот сегодня не имею на руках письменных доказательств и поэтому не могу точно сказать, ведь зачастую эти заправки бывают оформлены на родственников. Но то, что нам мешают и препятствуют, я констатирую.

 

 

 

Что касается вопроса цены на бензин и дизельное топливо, то следует отметить, что в РФ цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат госрегулированию, то есть ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен и надбавки на данную продукцию. Но при этом надо учитывать следующее: цены и тарифы на электрическую энергию и газ регулируются государством, соответственно за обоснованность тарифов (цен) на услуги монополистов отвечает государственный орган в лице Федеральной службы по тарифам, в чьей компетенции находятся эти вопросы.

 

 

 

– Какие успехи у вас в борьбе с нарушителями рекламного рынка?

 

 

 

– А что касается рекламы, то за 2009 год возбуждено 30 дел по рекламе. Если сравнивать с 2008 годом, то количество возбуждённых дел за нарушение Федерального закона «О рекламе» увеличилось на 30 %. Зачастую нарушения допускают сами СМИ, не соблюдая нормы и требования этого закона, в результате чего подобные дела получают широкую огласку.

 

 

 

– Последние изменения рекламного законодательства вынудили рекламодателей действовать на грани фола, когда чрезмерное ужесточение вынуждает распространять рекламные модули по принципу «что не запрещено – то разрешено». Должен ли, по вашему мнению, рекламодатель согласовывать свой рекламный модуль с вашими специалистами? Если да, то не превратится ли тогда УФАС по РД в рекламного цензора?

 

 

 

– Нет. Специалисты УФАС России по РД не должны проводить правовую оценку модуля рекламы на соответствие его Федеральному закону «О рекламе», в том числе согласовывать само содержание рекламы. Для этого есть профессиональные рекламные компании. И нужно обращаться к ним. Только они могут оценить эти риски и провести правовую экспертизу рекламного модуля и вообще всей рекламной продукции.

 

 

 

– Считаете, у нас в республике есть такие рекламные компании?

 

 

 

– Конечно есть, и они известны. Называть их я не буду.

 

 

 

– Во многих управлениях ФАС РФ созданы экспертные советы для регулирования рекламной деятельности. Планируете ли вы создать аналогичный совет?

 

 

 

– Экспертный совет является консультативно-совещательным органом и образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе, оценки содержания рекламы, представленной на рассмотрение экспертного совета, воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.

 

 

 

Да, в Дагестанском УФАС России рассматривался вопрос создания экспертного совета по рекламе. Однако появилась проблема формирования его состава. Хотел бы через вашу газету обратиться к представителям органов исполнительной власти, экспертам и специалистам в области рекламного законодательства, научным организациям, желающим войти в состав экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе по РД. Пожалуйста, приходите. Мы примем.

 

 

 

– В других странах антимонопольные органы возбуждают административные дела за нарушения рекламного законодательства лишь по заявлениям граждан, тогда как ФАС РФ возбуждает дела самостоятельно, оценивая этичность рекламы на своё усмотрение. Вам не кажется, что при таком подходе антимонопольный орган берёт на себя функцию «полиции нравов»?

 

 

 

– Нет, конечно (смеётся)! ФАС не может брать на себя таких функций, тем более этих… как вы назвали, «полиции нравов»? Мы не карательный орган, и нашей целью не является поиск и наказание правонарушителей. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы не нарушали законодательство о рекламе. Скажу вам больше: мы раньше несколько лет, пока рекламный рынок из стихийного не перешёл в цивилизованное русло, не наказывали нарушителей, но сейчас мы больше не можем закрывать глаза на эти нарушения.

 

 

 

– Большинство учёных-юристов пришли к выводу, что при возникновении документационных и информационных споров целесообразно создание третейских судов для объективного разрешения дела. Есть ли необходимость создания таких судов, которые будут самостоятельно давать правовую оценку?

 

 

 

– Конечно, есть, и я с удовольствием соглашусь с этим. Пусть независимые эксперты оценивают правомерность или этичность рекламы. У нас и так много дел без этого.

 

 

 

– Рекламное законодательство больше нарушают печатные СМИ или электронные?

 

 

 

– Нарушают как электронные, так и печатные СМИ. Печатные СМИ (газеты, журналы) зачастую нарушают ст. 16 ФЗ «О рекламе». Что касается электронных СМИ, то в настоящее время ужесточается контроль за рекламой, распространяемой ими. В большей части это будет касаться распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах.

 

 

 

– Почему ваше управление не проводит открытые слушания (в формате «круглых столов») с привлечением производителей рекламной продукции и специалистов антимонопольной службы, как в других субъектах РФ?

 

 

 

– Честно говоря, если вы такое предложили, мы с удовольствием проведём эти слушания в любом формате, который устраивает рекламодателей. Хотите, у вас проведём…

 

 

 

– Несколько раз вы жаловались на судей Арбитражного суда РД. Что вас не удовлетворяет в его деятельности?

 

 

 

Вы знаете, они не вникают, не понимают и не хотят вникать в наши дела. Думаю, в ближайшем будущем другое поколение судей будет иного мнения. Мне понравилось высказывание судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева о том, что судьями должны быть люди с обострённым чувством справедливости! (Прим. ред. – «ЧК» №41 от 9.10.2009 г.) Сегодня человек должен знать, что в суде он найдёт справедливость. А сейчас – наоборот. Вот есть судьи, которые покрывают некоторых должностных лиц. Нам нет разницы, кто он по статусу, и какого бы ранга ни был чиновник, мы будем наказывать и дальше. Чиновник – это слуга народа, а у нас это наоборот.

 

 

 

– Какое количество дел решается в судах в вашу пользу?

 

 

 

– Если говорить о количестве дел, рассматриваемых с участием дагестанского УФАС не только в арбитражных судах, но и в федеральных, то в пользу антимонопольной службы выносятся около 60 % решений.

 

 

 

– Много проигрываете…

 

 

 

– Я же говорю: не хотят вникать в наши дела и антимонопольное законодательство – это ведь новая отрасль права.

 

 

 

– Вы часто критикуете дагестанских чиновников. Чем недовольны?

 

 

 

– Потому что чиновники нарушают законы. Создают всякие ГУП и МУП для своих родственников – и течёт ручеёк бюджетных денег. Также нельзя. Никакой эффективности от деятельности этих предприятий я не вижу. Такие предприятия должны быть ликвидированы, поскольку препятствуют развитию бизнеса. И я удивлён нашим населением. Молчит как ни в чём не бывало. Надо же и ему контролировать, куда идут эти огромные деньги!

 

 

 

– Но я тогда не пойму: зачем одному государственному органу, т. е. вам, воевать с другими госпредприятиями? Получается, что левая рука хочет отрубить правую? Где логика? Если они наносят ущерб, почему не закрываете эти ГУП и МУП?

 

 

 

– У нас просто громоздкий госаппарат, и есть много чиновников, которые препятствуют этому. Вот мы сейчас проводим анализ, и по результатам проверки обязательно вам покажем список всех предприятий и чиновников, которые нарушают это законодательство.

 

 

 

– По каким критериям набираете сотрудников в ваше управление? У вас работают дети чиновников?

 

 

– Я и не смотрю на это. Если хотите, можете провести журналистское расследование. Вы же умеете это делать (смеётся). Для меня важны больше профессиональные качества, в том числе и личностные. Да, мне звонят чиновники, предлагают устроить какого-нибудь родственника, но я такие вещи не люблю.