Вопреки рынку

Экспортная пошлина на нефть в России с 1 февраля 2010 года может вырасти примерно на $4 и составить $271-274 за тонну, свидетельствуют расчеты, основанные на данных Минфина РФ. Однако, несмотря на рост показателя, отраслевые эксперты считают, что стоимость моторного топлива будет оставаться примерно на прежнем уровне. Основным сдерживающим фактором, влияющим на ситуацию, аналитики по-прежнему называют деятельность ФАС, которая так и не смогла перед Новым годом договориться с нефтяниками по формуле цены на моторное топливо в России. Пошлина с 1 января составляет $267 за тонну. По словам начальника сводно-аналитического отдела Минфина РФ Александра Саковича, средняя цена российской нефти за период мониторинга с 15 декабря по 11 января включительно составила $75,55 за баррель. По оценке эксперта Минфина, если за оставшиеся три торговых дня цена будет находиться в коридоре $78-82 за баррель, то окончательная цена за период мониторинга с 15 декабря по 14 января составит $75,92-76,51 за баррель. Исходя из формулы, установленной в пункте 4 статьи 3 закона о таможенном тарифе, предельный уровень пошлины на нефть с 1 декабря составит $271-274 за тонну. Предельный уровень пошлины на светлые нефтепродукты в таком случае будет находиться в интервале $195-197 за тонну, на темные нефтепродукты - $105-106 за тонну. В настоящее время экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составляет $192,2 за тонну, на темные - $103,5 за тонну. И, несмотря на рост показателей, отраслевые эксперты считают, что стоимость моторного топлива будет оставаться примерно на прежнем уровне. Во-первых, стоит напомнить, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) надеялась встретить Новый год с новым инструментом - формулой предельных цен на нефтепродукты, которая позволила бы предъявлять претензии нефтяным компаниям при завышении ими стоимости топлива на внутреннем рынке. Но этим надеждам сбыться не удалось. 25 декабря в ФАС прошла встреча руководства антимонопольного органа с топ-менеджерами четырех крупнейших российских нефтяных компаний - «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», ТНК-BP и «Газпром нефти». По итогам встречи было решено вернуться к обсуждению этого вопроса во второй половине января. Таким образом, логично предположить, что разногласия между нефтяниками и ФАС относительно формулы весьма серьезные. И пока не будет найден консенсус, основным сдерживающим фактором, влияющим на ситуацию на топливном рынке, будет по-прежнему оставаться антимонопольное ведомство. По словам аналитика компании «Финам» Александра Еремина, в феврале падение стоимости моторного топлива может составить 0,5-1,5%. «В декабре было падение на 3%. Сейчас цены на нефть выросли, а пошлина немного упала. Тем не менее мы не ожидаем роста цен на топливо. Основным фактором для цен на топливо, на наш взгляд, будет исход судебных исков по оспариванию многомиллиардных штрафов ФАС, которые пройдут на этой неделе для «Роснефти» и «Газпром нефти», - говорит собеседник «Финансовых Известий». А по словам его коллеги, начальника аналитического отдела ИА «Интегрум» Игоря Чеснокова, в феврале средняя стоимость бензина в России может быть зафиксирована в районе 22,90 руб. за литр. Он также соглашается с Александром Ереминым. «Экспортные пошлины лишь косвенно влияют на стоимость моторного топлива на внутреннем рынке. Особую роль играет тот факт, что ФАС продолжает пристально следить за компаниями сектора и не исключает старта новых расследований. Также влияние нефтяного лобби за последнее время несколько снизилось», - отмечает аналитик. Прогноз средней стоимости по маркам: А-76 (Аи-80) - до 19,11 руб. за литр, А-92 (Аи-93) - до 21,82, Аи-95 и выше - до 23,73 руб. за литр, дизельное топливо - до 18,43 руб.