Федеральная антимонопольная служба защищает общие интересы

Задачи формирования конкурентной среды и защита участников финансово-экономических отношений от посягательств на их законные права со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках либо способных оказывать существенное влияние на перемещение товаров, определены главой государства В.В.Путиным в качестве приоритетных сфер деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Успешность решения этих задач будет способствовать выведению отечественной экономики из затянувшегося финансового кризиса и, как следствие, обретению Россией на мировом уровне статуса гегемона товарно-денежных отношений. Для этого имеются все необходимые предпосылки: наличие неограниченных трудовых и сырьевых ресурсов, материально-технической базы, мощной системы обороны и охраны правопорядка, фундаментальных научных разработок и инструментов нормативно-правового регулирования общественных взаимоотношений.

Перечисленные принципиальные основы, позволяющие создать конкурентоспособную экономику, содержат в себе главный элемент, применение которого направит по одному общему вектору движения все остальные элементы и именно за счёт этого будут решены задачи, поставленные главой государства перед обществом. Таким структурным звеном имеющегося у России потенциала являются акты органов власти, устанавливающие рамки поведения участников правоотношений и деловой этики ведения бизнеса. В качестве одного из ключевых звеньев российского права выступают нормы антимонопольного права.

В нашем государстве с 07.01.2012 вступил в силу так называемый  "третий антимонопольный пакет" (изменения внесенные в антимонопольное законодательство). Его лейтмотивом теперь является то, что антимонопольная служба отказывается от карательной практики в отношении примерно половины дел, но злостные нарушители обязательно все равно будут привлечены к ответственности.

Приоритетом антимонопольной службы будет борьба с картелями. Законодательство, наконец, ответило на важнейший вопрос, что же это такое. Картель - это незаконное соглашение между конкурентами на рынке, которое приводит или может привести к установлению и поддержанию цены, отказу от заключения договора с определённым покупателем (так называемый бойкот), к отказу от производства товаров при наличии спроса.

Новой редакцией закона предусмотрена уголовная ответственность за картельный сговор.

В законе также уточнены признаки согласованных действий. Таковыми будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Вводится и минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.

Одновременно в антимонопольную практику введены два новых института - предостережение и предупреждение. Антимонопольный орган возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них половина - это отказ от заключения договора. При обнаружении такой ситуации антимонопольный орган сможет посылать компании (хозяйствующему субъекту) предостережение о недопустимости таких действий. Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или в отношении неё будет возбуждено антимонопольное дело.

По оценкам антимонопольной службы, благодаря введению предупреждений и предостережений количество антимонопольных дел должно сократиться почти вдвое. Резкое сокращение количества дел против бизнеса будет сопровождаться более тщательным разбирательством поведения серьезных нарушителей.

Дагестанское УФАС России с момента вступления в силу новой редакции закона неоднократно применило меры воздействия по отношению к нарушителям. Руководителям этих хозяйствующих субъектов было выдано 6 предостережений. Эти предостережения были выданы организациям, функционирующим в сфере электроснабжения и водоснабжения.

В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Ещё одно важное новшество - методика определения монопольно высокой цены. До сих пор главным показателем была себестоимость, теперь она уходит на дальний план. На первое же место выходит метод сопоставимых рынков. Если у наших производителей цена выше, чем на сопоставимых рынках в других регионах, это верный признак монопольно высокой цены.

Система штрафных санкций становится более гибкой. Вводится учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств. При этом сформулирован закрытый перечень таких обстоятельств. За установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (максимальный штраф, напомним, - 15 процентов оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств, штраф будет уменьшаться на 1/8 за каждое такое обстоятельство, при наличии отягчающих обстоятельств - будет увеличиваться настолько же.

Простым гражданам от "третьего антимонопольного пакета" тоже будет польза. В частности, закон вводит прямой запрет на оплату государственных услуг, которые по законодательству должны быть бесплатными. Сейчас во многих сферах действует система посредников между госструктурами и получателями услуг. Причем, часто такие учреждения создают сами чиновники. Теперь эта кормушка исчезает. Кроме того, закон предоставляет гражданам реальную возможность возместить убытки, которые они понесли в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если есть судебное решение в отношении компании-нарушителя в пользу антимонопольного органа, то граждане смогут возместить убытки с помощью частных или коллективных исков.

Вероятнее всего, это последняя крупная правка антимонопольного законодательства в обозримой перспективе. Хотя, если бизнес со временем найдёт новые способы нездоровой конкурентной борьбы, то законодательство обязательно на это отреагирует.

Гаджиев Гамид

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России