Основное колебание цен на бензин в Дагестане наблюдается у оптовых поставщиков

По данным, полученным  Дагестанским УФАС России от администраций городов и районов, на территории Республики Дагестан насчитывается более 750 автозаправочных станций.

Управление в соответствии с поручением ФАС России проводит  мониторинг рынка оптовой и розничной реализации нефтепродуктов по Республике Дагестан в 3 крупных городах: Махачкала, Кизляр и  Дербент.

На сегодняшний день цены (стоимость бензина и дизельного топлива) на рынке нефти и нефтепродуктов Республики Дагестан являются свободными, то есть нерегулируемыми. Они формируются  посредством спроса и предложения бензина и дизтоплива на данном рынке. Основным фактором повышения цены бензина является рост мировых цен на нефть и бензин соответственно, что в свою очередь не может, не отразится как на рынке РФ, так и на рынке РД. Государственных и иных дотаций или субсидий данный рынок на территории РД не имеет.

Стоимость бензина и дизельного топлива в РД формируется в основном за счет цены,  установленной заводами-производителями бензина, дорожно-транспортными издержками и комиссии посредников, доставляющих данный вид нефтепродуктов на рынок Республики Дагестан.

Основное колебание цены наблюдается в «звене» посредников – оптовых поставщиков. Покупка нефтепродуктов напрямую у заводов-производителей, по словам владельцев АЗС, практически невозможна, за небольшим исключением. На оптовом рынке нефтепродуктов отсутствует прозрачное ценообразование и уровень конкуренции на этом рынке недостаточен. На ситуацию на региональных рынках (нефтебазы, АЗС) влияет ситуация, складывающаяся в оптовом звене.

Отметим, что на рынке Российской Федерации во многих субъектах федерации имеют место вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК) со своей сетью автозаправочных станции (далее - АЗС). ВИНК  имеет свою гибкую систему ценообразования, свою ценовую политику и другие административные рычаги, которые функционируют в пределах своей сети АЗС. В пределах вышеуказанных сетей АЗС ведется контроль качества ГСМ, маркетинговый контроль, посредством чего головные компании добиваются эффективного функционирования и конкурентоспособности на данном рынке. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. К сожалению, это не происходит в настоящее время. Кроме того, конкуренция на рынках нефтепродуктов ограничена. Сбытовым компаниям, входящим в ВИНК, реализуют по ценам существенно ниже, чем для независимых АЗС, т.к. в рамках ВИНК происходит перераспределение центров доходов и затрат с розничного звена на оптовое, в связи с использованием ВИНКами трансфертного ценообразования.

В Дагестане же рынок розничной реализации ГСМ является горизонтально-интегрированным. У нас практически не функционируют вертикально-интегрированные компании. Ранее на рынке присутствовали такие компании как: ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, но на сегодняшний день на данном рынке от общего числа АЗС более 10 процентов - юридические лица, остальные - индивидуальные предприниматели. А индивидуальные предприниматели и юридические лица устанавливают цены в зависимости от себестоимости бензина и своей прибыли. Размер прибыли, в свою очередь, они вправе устанавливать любой.

Кроме того фактические показатели объемов реализуемого топлива в разы превышают объемы, которые предоставляются на бумаге. Большинство АЗС не используют кассовые аппараты, а также занимаются «теневым» сбытом бензина и дизельного топлива, которые не отражаются в отчетности. Большие проблемы возникают и с истребованием документов от владельцев АЗС, в связи с этим возникает необходимость привлечения их к административной ответственности, что в свою очередь затягивает рассмотрение дел. Все эти факторы препятствуют даче полной и объективной  оценки состоянию рынка.

Также остается проблемой вручение направляемых Управлением писем, запросов и иных процессуальных документов хозяйствующим субъектам и иным лицам, осуществляющим деятельность на рынке нефтепродуктов. В ходе проведения анализа ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов Управлением ФАС России по РД направляются заказные письма по адресам хозяйствующих субъектов, указанным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Часть писем часто возвращаются почтой с пометкой о том, что адресаты по указанным адресам отсутствуют либо не находятся. Между тем действующим законодательством предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов  в установленные сроки информировать налоговые органы о месте своего нахождения, юридическом адресе и других сведений, для включения  в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Без получения сведений от всех участников рынка невозможно проведение качественного анализа состояния того или иного рынка, изучение применяемых хозяйствующими субъектами ценовых параметров.

Дагестанским УФАС России по результатам мониторинга рынка по реализации нефтепродуктов в Республике Дагестан за 2011 год и 9 месяцев 2012 года возбуждено 18 дел, из них 5 по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях владельцев АЗС, по поддержанию цен на реализуемое автомобильное топливо и сжиженный углеводородный газ на территории РД. По результатам рассмотрения данных дел, Дагестанское УФАС России приняло решение: обратить внимание  владельцев АЗС на недопустимость нарушения антимонопольного законодательства и прекратить практику осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий в форме исключения действий по установлению цен, систематически совпадающих с ценами хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами на розничном рынке реализации нефтепродуктов в Махачкале. 

Следует отметить, что по результатам рассмотрения дел за вышеуказанный период времени наложено   административных штрафов на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за непредставление информации либо предоставлении недостоверных сведений  по запросу антимонопольного органа на общую сумму более 1 300 000 рублей (из них 1 200 000 рублей - на юридические лица).

В октябре, согласно ежедневному мониторингу,   цена бензина марки  АИ-92 начинается с 26,50 рублей за литр, в среднем составляет 27,40-27,80 рублей, (владельцам дисконт - карт эта цена  снижалась до 26,70 рублей) максимальная цена составила    28,50 рублей (владельцам дисконт - карт эта цена  снижается до 27,60 рублей);

Для сравнения цена бензина марки АИ-92 на 10 октября в Ставропольском крае  в   среднем   составила     29,63-29,70 рублей, что на сегодняшний день превышает цену на аналогичную марку бензина на территории Республики Дагестан.

 

 

Средние оптовые  и розничные цены на  дизельное топливо и бензин по маркам на рынке РД,  по состоянию на 10.10.2012 год.

Отчетный период

Наименование топлива в разрезе по маркам

Средневзвешенные оптовые цены реализации за 1 тонну моторного топлива в разрезе по маркам (в рублях)

Средневзвешенные оптовые цены реализации за 1 литр моторного топлива в разрезе по маркам (в рублях)

Средневзвешенные розничные цены за 1 литр моторного топлива в разрезе по маркам

(в рублях)

 

 

 

 

   Октябрь

АИ-92

     34500-35010

      25,35 - 25,73

    27,40 - 27,80

АИ-95

     36300-37800

      27,22 - 28,35

    30,00 - 30,45

ДТ евро

летнее

     29200-30000

      24,52-  25,20

25,80 -28,00 (в зависимости от марки ДТ Евро 3 или 4)

ДТ летнее

      21210-22800

       17,81-19,15

   20,00 - 21,70

 

 

 

 

 

 

Оптовые и розничные средние цены на нефтепродукты по Ставропольскому краю на 10.10.2012 год.

 

 

 

 

   Октябрь

АИ-92

    31804 - 35250

      23,37 - 25,90

    29,63 - 29,70

АИ-95

          38650

           28,98

    26,80-27,00 (цена низкая в связи с очень низким спросом на этот вид топлива)

ДТ летнее
(Евро)

          31055

           26,08

           26,67

 

Пресс-служба Дагестанского УФАС России