Курбан Кубасаев: «Регулирование деятельности монополий – важнейшая задача государства»
18 октября в Дагестанском государственном техническом университете началась IV Всероссийская научно-практическая конференция "Теоретические основы оптимимзации управления социально-экономическими процессами в современных условиях".
Организаторами данного мероприятия выступили Дагестанский государственный технический университет, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев на конференции выступил с докладом "Антимонопольное регулирование в России: проблемы и пути решения".По словам Курбана Кубасаева, антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
«Монополистические тенденции, проявляющиеся на рынке, не только разрушают рыночный механизм, ограничивают конкуренцию, но и отрицательно сказываются на эффективности экономики в целом, уровне жизни населения. Поэтому регулирование деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Не случайно в наше время нет ни одной развитой страны, где не действовало бы специальное антимонопольное законодательство, и где не было бы особых органов власти для надзора за его исполнением», - отметил в своем докладе руководитель Дагестанского УФАС России.
По мнению Кубасаева, основными экономическими целями антимонопольной политики являются: оптимизация рыночной структуры, нейтрализация монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировка невыгодных для общества экономических результатов.
Конечным результатом всех этих действий, по мнению главы антимонопольного ведомства республики, должны быть повышение качества жизни и обеспечение конкурентоспособности экономики.
«Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер.
Первая группа мер – административно-правовое воздействие в виде:
- запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
- роспуска существующих монополистических объединений;
- расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер – административно-экономическое воздействие, направленное:
- на преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию;
- на преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования недостоверной рекламы;
- на запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации;
Третья группа мер – экономическое воздействие, проводимое государством:
- использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта», - отметил Кубасаев.
Руководитель Дагестанского УФАС России также подчеркнул, что основными принципами реализации антимонопольной политики являются:
- Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
- Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
Пресс-служба Дагестанского УФАС России