Справка о ситуации с повышением цен на бензин в Дагестане

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан проводится еженедельный мониторинг по ситуации с ценообразованием на рынке автомобильного топлива, в частности цен на бензин.

Подобный мониторинг проводится не только в Дагестанском управлении, но и по всем регионам России. Сводные данные еженедельно направляются для анализа и обобщения в Федеральную антимонопольную службу России.

Осуществляемый мониторинг цен проводится антимонопольной службой в рамках выполнения функций по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение. К подобным субъектам относятся так называемые «ВИНК»и – вертикально-интегрированные нефтяные компании – «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» и другие.

Однако, на территории Республики Дагестан «ВИНК»и напрямую свою деятельность не осуществляют.

По всей республике действуют более 700 автозаправок и среди них нет практически никого кто имел бы какое-либо отношение к монополистам – вертикально-интегрированным нефтяным компаниям.

На территории РД отсутствует хозяйствующий субъект, который мог бы в одиночку, или в сговоре с несколькими другими лицами влиять на ценовую политику.

Основным предприятием с которого идет поступление бензина в республику является ООО «Лукойл-волгограднефтепереработка» (Волгоградский нефтеперерабатывающий завод) – крупнейший производитель горюче-смазочных материалов юга России.

Некоторое количество бензина в республику поступает и из Саратова, Самары, Салаватова (Башкирия).

Дагестанским УФАС России направлены в адрес ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» запросы о причинах повышения цен, в том числе для проведения проверки экономической обоснованности.

 

Текущее повышение цен связано с несколькими причинами.

  1. Сезонное повышение цен в осенне-зимний период связанное с увеличением потребления нефтепродуктов.
  2. повышением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах. Цены на НПЗ начали поднимать еще в 1-м полугодии 2013 года и многие оптовые покупатели бензина сдерживали рост цен за счет ранее закупленных резервов топлива.
  3. Государством повышены акцизы на все виды автомобильного топлива, не только на бензин, что естественно влечет и повышение цены. Так в середине сентября месяца 2013 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят закон о повышении акцизов на бензин на 2014 – 2016 годы. Среднее повышение акцизов предусмотрено на уровне 10 % в год. Ставки на бензин будут повышаться следующим образом: на тонну «евро-4» в 2013 году – 8,6 тыс. рублей, в 2014 году — 9,4 тыс. рублей, в 2016-м — 10,8 тыс. рублей; на тонну «евро-5» в 2013 году – 5,1 тыс. рублей, в 2014-м — 5,7 тыс. рублей, в 2016-м — 9,5 тыс. рублей.
  4. Госдума также приняла поправки в Налоговый кодекс, которые увеличивают базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых для нефти и одновременно поэтапно снижает ставку вывозных таможенных пошлин на нефть. Так, в 2014 году максимальная ставка пошлины на вывоз нефти сократится с 60 до 59 процентов, в 2015 году — до 57 процентов, а в 2016-м — до 55 процентов. В то же время базовая ставка нефтяного НДПИ в 2014 году должна подняться с 470 до 493 рублей, в 2015-м — до 530 рублей, а в 2016-м — до 559 рублей.
  5. Кроме того, с конца августа месяца 2013 года наблюдается стремительный рост цен на нефть на мировом рынке. Нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть на бирже, чем заниматься ее переработкой и реализацией на внутреннем рынке. Для нефтяников реализация нефти на рынке основной источник поступления валютной выручки.

Очевидно, что компенсация налоговых и акцизных потерь нефтяниками будет осуществляться, в первую очередь, за счет потребителя.

Федеральной антимонопольной службой разработана формула справедливой рыночной цены на нефтепродукты, чтобы не допустить необоснованного роста цен. За основу берется цена на бирже в Роттердаме, вычитается из нее логистика, добавляются акцизы и другие налоги в РФ. Кроме того, добавляется дифференциал, то есть дается компаниям дополнительная семипроцентная премия к экспортной альтернативе. Так определяется цена на бензин для внутреннего рынка.

Вместе с тем, считаем необходимым напомнить, что в настоящее время действующее законодательство РФ не содержит норм о прямом государственном регулировании цен и тарифов на бензин.

Соответственно у государства в лице контролирующих органов остаются лишь возможности косвенного воздействия.

Так, в России была принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти. В соответствии с этой программой заключены четырехсторонние соглашения по модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которые все крупные нефтяные компании подписали с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Вместе с тем, данные соглашения нефтяными компаниями не выполняются.

Пресс-служба Дагестанского УФАС России