В Махачкале завершил работу семинар-совещание ФАС России

22-23 июля в Махачкале прошёл Региональный семинар-совещание территориальных органов ФАС России, расположенных в Северо-Кавказском и Южном Федеральных округах, в работе которого приняли участие коллеги из центрального аппарата ФАС, территориальных органов, а также представители региональных министерств, ведомств и ВУЗов.

В этом году, в связи со сложившейся ситуацией с короновирусной инфекцией, участники семинара обсуждали повестку дня посредством видеоконференцсвязи.

Открывая мероприятие, с приветственными словами выступили заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, заместитель Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Махмуд Махмудов и руководитель Дагестанского УФАС России Каир Бабаев.

В первый день семинар-совещания основными темами обсуждения стали: реформа унитарных предприятий, субсидии и преференции, контроль закупочных процедур и профилактика нарушений в период пандемии.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 годы предусматривается сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством, или муниципальными образованиями. В целях реализации Закона № 485-ФЗ ФАС России рекомендует главам субъектов Российской Федерации разработать региональные планы по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года.

По словам начальника Правового управления ФАС России Артема Молчанова антимонопольные органы должны очень серьёзно подходить к реализации положений Нацплана: - «Утверждение антимонопольного комплаенса, адвокатирование конкуренции, разработка и принятие дорожных карт, реформа унитарных предприятий – это единый каркас нашей совместной работы. Реализация каждого из решений должна носить плановый, поступательный характер, резко ничего менять нельзя. 5 лет для перемен - это достаточно, но нам нужно было начать полгода назад, оценить и определить все аспекты, успокоить население и работников, что мы не собираемся за 1 день ликвидировать все предприятия».

С докладом «О состоянии и перспективах государственных и муниципальных предприятий РД» выступил заместитель министра экономики и территориального развития РД Гаджиимин Рамалданов.

«В республике у нас постановлением Правительства утвержден перечень государственных унитарных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляется органами исполнительной власти. В республике сейчас осуществляют деятельность 23 государственных унитарных предприятий 10 ГУПов находятся в процедуре банкротства, по 12 принято решение о ликвидации. В текущем году в республике образована межведомственная комиссия по вопросам эффективности деятельности государственных унитарных предприятий», - сообщил Гаджиимин Рамалданов.   

О профилактике нарушений антимонопольного законодательства в период пандемии COVID-19 рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко.

«Основная задача в период пандемии – это профилактика нарушений и недопущение роста цен и дефицита товаров. В этой связи мы гораздо активнее стали использовать превентивные меры, в том числе, совместно с органами прокуратуры, и многие из этих мер, показавшие свою эффективность, продолжают оставаться актуальными на сегодняшний день. Одним из ключевых инструментов недопущения необоснованного роста цен стала выдача предостережений, причем предостережения выдавались не только нами, но и нашими коллегами из прокуратуры, и такой превентивный механизм позволил потенциальным нарушителям вовремя задуматься о последствиях и отказаться от реализации недопустимых действий. Таким образом, роста цен на целый ряд продуктов просто не случилось», - отметил он.

О совершенствовании контрактной системы и противодействию профессиональным жалобщикам рассказал начальник отдела Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Антон Селезнев.

«Если говорить о невозможности участия в торгах неквалифицированных юридических лиц, конечно не во всех торгах, а в более крупных в нашем понимании это закупки от 20 млн рублей, то мы полагаем, что 20 % процентов от начальной максимальной цены контракта будет достаточно. Также для подтверждения соответствующего опыта естественно должна быть автоматическая проверка на наличие опыта через реестр контрактов. Если участник соответствует этой универсальной квалификации, то он может обращаться с жалобой в антимонопольный орган», - отметил спикер.  

Во второй день семинара Дагестанского УФАС вместе с коллегами из центрального аппарата ФАС и территориальных органов, обсудили темы, связанные с внутригородскими пассажироперевозками и земельным законодательством.

С докладом от центрального аппарата ФАС выступила начальник Управления регулирования транспорта Адиля Вяселева. По ее словам, обобщена практика территориальных управлений по вопросам развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок на муниципальных и межмуниципальных маршрутах. По оценкам ФАС оптимальным вариантом при осуществлении перевозок является модель с установлением регулируемых тарифов в рамках городских муниципальных образований. В ближайшее время в территориальные органы будут направлены соответствующие материалы.

 

О состоянии конкуренции на рынках городских пассажироперевозок в Дагестане рассказал руководитель Дагестанского УФАС России Каир Бабаев.

«Мы предоставили возможность каждому индивидуальном предпринимателю свободно участвовать во всех проводимых открытых конкурсах или объединяясь в товарищества или в самостоятельном режиме подавая заявку на каждую единицу, на каждый выход.

В 2016-2017 годах мы вынесли предупреждения администрации города Махачкалы по признакам нарушения антимонопольного законодательства, при проведении конкурсов на осуществление внутригородских пассажироперевозок. Мы предписали провести все эти конкурсы в соответствие с антимонопольным законодательством и провести новые. Далее мы составили дорожную карту, которая была поддержана и согласована главой республики, всеми министерствами и общественными организациями. Согласно дорожной карте предполагалось что к середине 2019 года будут проведены все конкурсы и по новой схеме будут отобраны перевозчики для перевозок в первую очередь в городе Махачкала. Но появилась следующая ситуация, город представляет большой интерес для большого бизнеса и есть у нас предприниматели, которые пытаются подмять под себя индивидуальных предпринимателей и весь товарный рынок на себя. По нашим анализам выяснилось, что крупному бизнесу, чтобы было выгодно заниматься пассажироперевозками по Махачкале к примеру, нужно тариф довести до 40 рублей и выше. Мы все знаем, что нам надо соблюдать баланс интересов перевозчиков и пассажиров. На сегодняшний день такой тариф не по силам, не по плечу махачкалинскому пассажиру. Третий год уже прошел с момента принятых нами решений в следующем году нам нужно будет определяться что нам дальше делать, какую стратегию выбирать, когда городу придется проводить новые конкурсы.

Сейчас мы наблюдаем две тенденции: одна для крупного бизнеса, все-таки довести тариф до такого уровня, который им хочется, чтобы окупались их затраты, а это 42-43 рубля за проезд в маршрутных такси города. Вторая тенденция — это дать возможность индивидуальному предпринимателю самостоятельно работать на подрядных условиях по прямому договору с администрацией города. Во втором варианте наши предприниматели готовы работать по городу по тарифу меньше даже 20 рублей. Для индивидуальных предпринимателей, где нет больших расходов на содержание транспорта возможность такая имеется», - рассказал Каир Бабаев. 

 

Пресс-служба Дагестанского УФАС России.