Справка о ситуации с повышением цен на авиаперевозки пассажиров в аэропорту Махачкалы
Дагестанским УФАС России в связи с большим количеством обращений граждан, а также нескольких поручений ФАС России проводится анализ рынка пассажирских авиаперевозок, в том числе на предмет экономической обоснованности применяемых цен и тарифов и возможного наличия сговора или согласованных действий между авиаперевозчиками.
Согласно полученным данным от ОАО «Авиалинии Дагестана», в аэропорту г. Махачкала с 01.01.2011 по 01.09.2013 осуществляют, осуществляли регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва следующие авиакомпании:
1 квартал 2011г. |
2 квартал 2011г. |
3 квартал 2011г. |
4 квартал 2011г. |
1. ОАО «Авиалинии Дагестана» 2. 3. 4.
| 1. ОАО «Авиалинии Дагестана» 2. 3. 4.
| 1. ОАО «Авиалинии Дагестана» 2. ЗАО АК «РусЛайн» 3. 4.
| 1. ОАО «Авиалинии Дагестана» 2. ЗАО АК «РусЛайн» 3. ОАО АК «Татарстан» 4. ОАО «АЛ Кубани»
|
1 квартал 2012г. |
2 квартал 2012г. |
3 квартал 2012г. |
4 квартал 2012г. |
1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ЗАО АК «РусЛайн» 4. ОАО «АЛ Кубани»
| 1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ЗАО АК «РусЛайн» 4. ОАО «АЛ Кубани» 5. ОАО АК «Якутия»
| 1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ЗАО АК «РусЛайн» 4. ОАО АК «Якутия» 5. ООО АК «ВимАвиа»
| 1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ЗАО АК «РусЛайн» 4. ОАО АК «Якутия» 5. ООО АК «ВимАвиа» 6. ЗАО АК «Ред Вингс»
|
1 квартал 2013г. |
2 квартал 2013г. |
с 01.07.2013 по 01.09.2013 |
|
1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ЗАО АК «РусЛайн» 4. ООО АК «ВимАвиа» 5. ЗАО АК «Ред Вингс»
| 1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ООО АК «ВимАвиа»
| 1. ОАО АК «ЮтЭйр» 2. ООО «Газпромавиа» 3. ООО АК «ВимАвиа» 4. ЗАО АК «Ред Вингс»
|
|
Предварительный анализ рынка пассажирских авиаперевозок комиссией Дагестанского УФАС России показал следующее:
В период выхода на рынок - ЗАО АК «РЕД ВИНГС» (с 01.10.2012 по 01.02.2013) и ООО АК «ВИМ АВИА» (с 01.01.07.2012 по настоящее время) авиакомпании, осуществляющие на тот период регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва, начали снижать цены на билеты экономического класса с 6500-7000 рублей, в итоге цены достигли уровня 5500 рублей за один билет в одну сторону. Это произошло, потому что в период 4 квартала 2012 года по данному маршруту наблюдается 6 авиаперевозчиков, что в свою очередь говорит об увеличении количества самих рейсов и мест в них, что в свою очередь и повлекло снижение цен на авиабилеты экономического класса.
В первом квартале 2013 года, начиная с середины февраля этого года, наблюдается уход следующих авиаперевозчиков - ОАО АК «Якутия», ЗАО АК «РЕД ВИНГС» и ЗАО АК «РусЛАйн».
Во 2 квартале 2013 года, в аэропорту г. Махачкала осуществляют регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва всего три авиакомпании – ОАО АК «Ютэйр», ООО «Газпромавиа», ООО АК «ВИМ АВИА», тем самым количество рейсов и мест по данному маршруту сократилось на 35% - 40%.
То есть при том же спросе на авиабилеты, цены начали расти с конца февраля 2013 года и в апреле, мае, июне и июле цены на билеты экономического класса выросли до отметки 7500-8500 рублей, что подтверждается документами и сведениями, полученными от вышеперечисленных авиакомпаний по запросам Дагестанского УФАС России. Цены на билеты экономического класса в среднем выросли на 15-20% у всех действовавших на тот период авиаперевозчиков.
С возвращением ЗАО АК «РЕД ВИНГС» в июле 2013 года в аэропорт г. Махачкалы на регулярный рейс по маршруту Москва-Махачкала-Москва цены на авиабилеты начали снижаться. Начиная с конца августа 2013 года и по настоящее время, цена билета экономического класса в одну сторону по данному маршруту составляет в среднем 4300 – 5500 рублей.
Также в настоящее время Дагестанским УФАС России ведется административное производство в отношении ЗАО Авиакомпания «РусЛайн» за непредоставление документов и сведений, необходимых для полного анализа ситуации на рынке авиаперевозок.
Ранее ЗАО Авиакомпания «РусЛайн» было уже оштрафовано за аналогичное правонарушение на 300000 рублей.
С опозданием более чем на два месяца ЗАО АК «РусЛайн» документы все же представило.
Таким образом, по предварительным данным, прошлое повышение цен и текущее снижение связано с несколькими причинами:
- Сезонное повышение цен, период повышенного спроса, к примеру, к ним можно отнести новогодние праздники и период начала учебного сезона 25.08.__г. по 03.09.__г., конец отпускного периода;
- Повышение цен с конца февраля 2013 года по август месяц этого года, большей частью связано с уменьшением конкуренции в указанный период (уход трех авиакомпаний осуществляющих авиаперевозки по маршруту Москва-Махачкала-Москва). То есть на рынке авиаперевозок в аэропорту г. Махачкала, наблюдается не стабильная ситуация с авиаперевозчиками (приход и уход с рынка в течение менее одного года).
В аэропорту г. Махачкала по регулярным рейсам по маршруту Москва-Махачкала-Москва, стабильно осуществляют свою деятельность (участвуют на рынке более полутора лет) только две авиакомпании, ОАО АК «Ютэйр» и ООО «Газпромавиа». К ним на сегодняшний день можно добавить еще одного авиаперевозчика ООО АК «Вим Авиа» (начал свою деятельность с 3 квартала 2012 года и по настоящее время стабильно осуществляет ее по данному маршруту).
Дагестанским УФАС России также рассматривается вопрос о включении вышеперечисленных авиаперевозчиков в региональный реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке свыше 35%.
По окончанию анализа рынка авиаперевозок, Дагестанское УФАС России дополнительно проинформирует общественность через СМИ и собственный сайт (dagestan.fas.gov.ru).
В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства будут приниматься меры по их устранению (пресечению).
Кроме того, сообщаем, что на территории Республики Дагестан действует только один аэропорт «Уйташ» (международный аэропорт Махачкалы), находящийся в ведении (владелец) ОАО «Авиалинии Дагестана», и что решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.04.2013 по делу № А15-2953/2012, ОАО «Авиалинии Дагестана» признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство.
Вместе с тем, считаем необходимым напомнить, что в настоящее время действующее законодательство РФ не содержит норм о прямом государственном регулировании цен и тарифов на авиабилеты (авиаперевозчик самостоятельно устанавливает тарифы, но вместе с этим должен обосновать реальность установленного тарифа).
Пресс-служба Дагестанского УФАС России