Антимонопольные нарушения обходятся дорого

Сколько нарушений в сфере госзакупок было выявлено в прошлом году, кто самый злостный нарушитель антимонопольного законодательства и почему невозможно регулировать цены на бензин, рассказали во вторник на пресс-конференции в дагестанском Управлении федеральной антимонопольной службы.
В 2011 году антимонопольщики выявили 261 нарушение при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Всего за минувший год, по словам заместителя руководителя УФАС Киясудина Адигюзелова, поступило 303 жалобы (в 2010 году их было 257). «Сумма наложенных штрафных санкций в сфере госзакупок в прошедшем году составила 6 миллионов 391 тысячу рублей (в 2010 году — 6 миллионов 518 тысяч рублей), — отметил Адигюзелов. — Из них уплачено 1,2 млн рублей. Остальные дела по взысканию штрафов ждут решения судов».
В сфере нарушений антимонопольного законодательства в 2011 году были наложены штрафы на сумму 91,526 млн рублей. Самыми злостными нарушителями, по данным УФАС, оказались МРСК и ОАО «ДЭСК», которых суд обязал уплатить 74 млн рублей. Сейчас в судах рассматриваются дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (по мнению антимонопольщиков, компания неправомерно прекратила подачу тепловой энергии ОАО «Завод “Дагдизель”» и Пограничному управлению ФСБ России), дагестанского Избиркома (выявлены нарушения при размещении заказа на покупку автомобиля Toyota Land Cruiser Prado), Республиканской службы по тарифам (дело о технологическом присоединении к электросетям).
Далее руководитель УФАС Курбан Кубасаев рассказал, почему цены на бензин невозможно регулировать. Дело в том, что сегодня государство не занимается регулированием цен на нефтепродукты. Проблема повышения стоимости более чем на 12,2% дизельного топлива и на 16% бензина, по словам руководителя службы, связана с акцизной политикой. Сегодня почти 60% стоимости одного литра топлива оплачивает потребитель. Акцизы эти устанавливает государство.
«К сожалению, я должен констатировать: когда цена на нефть на мировом рынке падает, соответственно, снижается и цена на бензин, но в России этого не происходит, — заявил Кубасаев. — Многие нас пытаются упрекнуть, что в Дагестане цены выше, чем в соседних регионах СКФО и ЮФО. Но мы упускаем детали. Во-первых, у нас транспортная составляющая выше. Во-вторых, в том же Ставропольском крае имеются нефтеперерабатывающие заводы. Топливо на внутренний рынок поставляют непосредственно производители, которые вырабатывают бензин. Те же «Роснефть» и «Лукойл» имеют свои пункты добычи, переработки и розничной реализации. А в Дагестане сегодня нет вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые бы занимались добычей, переработкой и розничной торговлей. В республике межрозничный и оптовый рынок по заправкам конкурентен, хотя на оптовом рынке есть недобросовестные предприниматели, которые хотят нажиться на дефиците».
Как утверждает главный антимонопольщик, служба прилагает все усилия, чтобы регулировать цены на топливном рынке. В правительство России были внесены законодательные акты по ценообразованию на нефтепродукты. ФАС обозначила необходимость проведения гибкой акцизной политики, для того чтобы заинтересовать переработчиков направлять продукцию на внутренний рынок. «Кроме этого, должна быть биржевая торговля, чтоб работающие на розничном рынке и оптовики могли приобретать сырье на равных условиях и не зависеть от посредника или производителя, — объясняет Кубасаев. — Многие участники бензинового рынка не знают, откуда их сырье, мы уже около двух лет пытаемся в этом разобраться, но сталкиваемся с объективными и субъективными причинами».