Олигархи на распутье

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Группа «Сумма» отметилась на этой неделе еще одним солидным проектом, оправдывающим диверсифицированный характер холдинга. Подконтрольное «Сумме» ЗАО «Черноморнефтегазпром» намерено на основе государственно-частного партнерства осуществить строительство угольного терминала в порту «Восточный», расположенном в Приморском крае. Тем самым глава группы Зиявудин Магомедов войдет в госпроект по развитию транспортного узла Восточный — Находка.

О планах возведения терминала в Восточном «Сумма» заявила еще в 2011 году. Сейчас проектная мощность новостроя значительно увеличилась: с 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в 2011 году до 20 млн тонн угля на текущий момент. Объем вложений «Суммы» составит 12 млрд рублей.
Между тем крупнейший российский перевозчик ОАО «ТрансКонтейнер», в котором Зиявудин Магомедов, по неофициальным данным, имеет блокпакет акций, а по официальным — 24%, хочет принять участие в конкурсе по приватизации 50% акций интермодального (перевозка различными видами транспорта) оператора Словакии. 17 апреля Совет директоров ТрансКонтейнера рассмотрит вопрос на своем заседании. Ранее получить данный актив желало и РЖД, но отказалось впоследствии. Не до конца наладились отношения Магомедова и с другими крупными игроками на различных рынках. Еще продолжается урегулирование взаимоотношений с Транснефтью. Но такого накала, как конфликт (будораживший информационное пространство и общественность весь прошлый год) Зиявудина Магомедова с РЖД во главе с Владимиром Якуниным, имеющим долю в 50% плюс две акции в ТрансКонтейнере, эти столкновения интересов уже не имеют. Споры между двумя бизнес-структурами были перенесены и в судебные коридоры. Расторжение РЖД контракта со структурой «Суммы» — ООО «Стройновация» — на строительство участка железной дороги Кызыл – Курагино стоимостью 34 млрд рублей разбирается в Арбитражном суде Москвы по сей день.
«Битва титанов» не обходилась без юмора. Помимо вброса в информационное пространство «дезы» об отставке Якунина, приписываемой его недругам, отдававшей черным юмором и немало попортившей нервы главе Российских железных дорог, проходили и шутки о желании менеджеров РЖД заполучить «за разумную цену» пакет акций «Суммы» в ТрансКонтейнере. Слухи о продаже «Суммой» пакета, по версии специализированного транспортного информационного портала, пустил «один подвыпивший железнодорожник». Наверное, ничем иным, как желанием подначить РЖД, нельзя объяснить и исковое заявление Стройновации к РЖД о взыскании 8 тысяч 336 рублей 70 копеек задолженности по договору об оказании информационных услуг, полностью удовлетворенное судом в ноябре 2013 года.
Что касается отношений «Суммы» с другими крупнейшими участниками бизнес-сообщества с пересекающимися интересами, то здесь, по мнению экспертов, между ними все еще существует напряженность. Речь в первую очередь идет о Транснефти. Компромисс по новой модели управления Новороссийским портом найден, но компании проясняют еще сферы ответственности. Транснефть планирует сосредоточиться на перевалке нефти и нефтепродуктов, а «Сумма» — на насыпных грузах. Раздрай между основными акционерами порта, видимо, будет наблюдаться вплоть до определения судьбы 20-процентного госпакета акций, который правительство РФ так и не выставило на приватизацию.
Тем временем можно ожидать, что интересы российского бизнеса будут отвлечены от Новороссийского порта в связи с появившейся возможностью поучаствовать в развитии крымских портов, куда намерен активно вкладываться и Китай. Пока пять портов Крыма находятся в собственности государства. «Сумма», обладающая контролем над Объединенной зерновой компанией, которая является стратегическим игроком на рынке сельхозпродукции, тоже кровно заинтересована в участии в портовых проектах Крыма, пропускающих через себя крупные экспортные потоки продовольствия. Как известно, ограниченность транспортных возможностей сильно мешала российскому экспорту продовольствия, основную долю которого составляет зерно.
На продовольственном рынке страны ранее присутствовал и другой дагестанский крупный предприниматель Абдулжелил Абдулкеримов, уроженец селения Хрюг Ахтынского района республики. До 2006 года он контролировал крупнейшего зернового трейдера России — «Югтранзитсервис», но потом уступил актив, сосредоточившись на банковском и страховом бизнесе. Сейчас Абдулкеримов является фактическим владельцем Русского славянского банка (Русславбанк) и платежной системы «Контакт» — первой российской компании, специализирующейся на денежных переводах. Банк занимает в настоящее время 119-е место по размерам активов — 36,9 млрд рублей. 31 марта Русславбанк приобрел за 175 миллионов рублей 19,9% акций страхового общества «Независимость», сборы которого за прошлый год составили 1,9 млрд рублей.
Несмотря на то, что несколько ушедший в тень другой дагестанский олигарх Сулейман Керимов редко присутствует сейчас в первых строчках бизнес-новостей, его значение в социально-экономической жизни республики переоценить трудно. К тому же 2 апреля Белоруссия отозвала из Интерпола запрос на розыск Керимова.
Группа «Сумма» лишь в последнее время все активнее заявляет о себе здесь. Наиболее перспективными помимо транспортных проектов для «Суммы» выглядят строительный рынок и телекоммуникации. Хотя в этих сегментах в республике холдинг имеет давние серьезные заделы, резервы для их развития еще далеко не исчерпаны. Немаловажным фактором увеличения интереса «Суммы» к республике будет служить и острая конкуренция в крупных проектах в стране, где решающую роль играют политические союзы и предпочтения руководителей государства. В феврале «Сумма» не смогла получить доступ к тендеру на строительство Мурманского транспортного узла. Фирма «Стройтрест» Геннадия Тимченко и Стройгазконсалтинг бизнесмена сирийского происхождения Зияда Манасира будут здесь соревноваться между собой в борьбе за заказ объемом в 43,5 млрд рублей. Тимченко, не секрет, принадлежит к ближайшему окружению президента страны.
Активно позиционирует себя теперь и чеченский бизнесмен Руслан Байсаров, получивший контроль над строительством железнодорожной ветки Кызыл – Курагино. Участвовать в конкурсе будет и вышеупомянутый Стройгазконсалтинг, где акционером является и сам Байсаров.
Из всех этих перипетий вокруг важнейших тендеров можно примерно обрисовать схемы конкурентных столкновений бизнес-сообществ России, группирующихся вокруг первых лиц государства — Владимира Путина и Дмитрия Медведева — с проекцией на региональные элиты. А на местах все по-прежнему обстоит не так гладко. Уже отмечающееся неудовольствие дагестанских предпринимателей «вторжением» «Суммы» на местный строительный рынок можно легко парировать примером с реализацией проекта по реконструкции Гимринского автодорожного тоннеля, который еще в памяти у дагестанцев. Ведь тоннель, имеющий оборонное значение и находившийся под контролем Путина, превратился в источник напряженности, в том числе и социальной, в связи с затягиванием сроков его ввода, пока не был передан ОАО «Мостоотряд-99». Теперь тот же «Дорстройхолдинг» Магомедрасула Омарова активно пытается получить тендеры на строительство крупных объектов в дорожном хозяйстве и другой транспортной инфраструктуре. 31 марта УФАС по жалобе «Дорстройхолдинга» отменил конкурс Дагавтодора на строительство участка дороги «Махачкала—Аэропорт», стоимостью 463,9 млн рублей, на который претендует «Мостоотряд-99».
Остается отметить, что бизнес-среда в республике неминуемо войдет в цивилизованное русло с укреплением позиций ведущих дагестанских предпринимателей, и расширение их деятельности в Дагестане надо только приветствовать, несмотря на ущемление чьих-то местечковых, узкогрупповых интересов. А регионы, как показал пример Романа Абрамовича, руководившего в свое время Чукоткой, служат своего рода подушкой безопасности для олигархов. Успешность их взаимодействия с субъектами федерации является наиболее верным маркером лояльности государству. Можно не ошибиться, предположив, что «Сумма» резко усилит и социальные проекты в республике вдобавок к уже имеющимся и будет задавать здесь тон, хотя и сделать это будет нелегко, ввиду того что «керимовские» проекты отличались серьезным размахом и невиданным доселе информационным сопровождением.