Решение
по делу №29/2013
г. Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена «24» июля 2013г.
В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2013г.
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
рассмотрев дело №29/2013 по признакам нарушения ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева, д.15, кор.А) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
в присутствии представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх – юрисконсульта ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (доверенность №43 от 17.10.2013г.),
в отсутствии ххх., надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Дагестанского УФАС России (далее – Управление) 11.06.2013г. (вх.№6538) поступило коллективное заявление жильцов дома, проживающих по адресу г.Махачкала, ул. Казбекова, №180 «а», об отсутствии горячего водоснабжения, на период планово-предупредительного ремонта на срок превышающий более 14 суток.
По результатам данного заявления, приказом №182 от 21.06.2013г. Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №29/2013 в отношении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме №180 «а» по улице Казбекова г.Махачкалы, при предоставлении коммунальной услуги - «горячее водоснабжение».
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх признала тот факт, что по указанному адресу отсутствовала подача горячей воды на период с 14 мая по 13 июня 2013 года. При этом она пояснила, что причиной отключения горячей воды в многоквартирном доме по адресу г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а», в указанный период, являлось проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
Представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх также пояснила что, согласно п.5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. №170 (далее – Постановление) «организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления». В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованным с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 Комиссия пришла к выводу, что для изучения представленных ОАО «Махачкалатеплоэнерго» материалов необходимо объявить перерыв в заседании Комиссии.
Рассмотрение по делу №29/2013 было назначено на 24.07.2013 на 15.30 мин.
На рассмотрении дела №29/2013 ххх пояснила что, руководствуясь п.98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В целях полного освобождения потребителей за период остановки котельной на планово – предупредительный ремонт ОАО «Махачкалатеплоэнерго» составлены акты и переданы в ООО «Энергосбыт-1» для осуществления перерасчета начисленной суммы.
ххх заявила что, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, граждане были уведомлены о предстоящем отключении по средством опубликования уведомления в СМИ.
Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Махачкалатеплоэнерго» состава нарушения, предусмотренного ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, выразившегося в нарушении сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
При этом Комиссия исходила из следующего.
Поставку коммунальной услуги – горячего водоснабжения в адрес указанного жилого дома осуществляет ОАО «Махачкалатеплоэнерго».
Согласно информационному сообщению, опубликованному а газете «Дагестанская правда» от 24.04.2013г., ОАО «Махачкалатеплоэнерго» прекращает подачу горячей воды в котельную IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в данный дом) с 14 мая 2013г по 13 июня 2013г.
В соответствии с актом отключения горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 14.05.2013г. по 13.06.2013г. – 17 дней.
На заседании Комиссии и письмом №235 от 12.07.2013г. ОАО «Махачкалатеплоэнерго» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: это проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованный с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» превысило срок проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР.
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Федеральным законом от 30.03.1999 №52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно – эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем горячего водоснабжения (далее – СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
В приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно Уставу ОАО «Махачкалатеплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008г. № 189 ОАО «Махачкалатеплоэнерго» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ОАО «Махачкалатеплоэнерго» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Махачкалатеплоэнерго», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь статьей 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 статьи 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1) Признать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
2) Выдать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
3) Передать материалы дела 29/2013 уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу №29/2013
01.08.2013г. г. Махачкала
Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31.07.2013г. по делу № 29/2013 о нарушении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева,
д.15, кор.А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушения установленных действующим законодательством сроков (14 суток) перерыва предоставления коммунальной услуги - горячего водоснабжения собственникам жилых помещений, на обслуживаемой ОАО «Махачкалатеплоэнерго» территории, на период ежегодных ремонтных и профилактических работ.
2) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» направить в Администрацию МО ГО г.Махачкала изменения в утвержденный график на опрессовку и планово-предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей на 2013г., с учетом действующего законодательства.
3) Опубликовать в средствах массовой информации извещение об изменении графика планово-предупредительных работ котельных и опрессовки тепловых сетей.
4) Об исполнении настоящего предписания ОАО «Махачкалатеплоэнерго» сообщить в Дагестанского УФАС России до 10 сентября 2013, с приложением подтверждающих документов.
.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Исп. Саидов Ш.М. (8722) 51-72-08
stdClass Object
(
[vid] => 7804
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Махачкалатеплоэнерго»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7804
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1375689013
[changed] => 1375689013
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1375689013
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение
по делу №29/2013
г. Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена «24» июля 2013г.
В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2013г.
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
рассмотрев дело №29/2013 по признакам нарушения ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева, д.15, кор.А) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
в присутствии представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх – юрисконсульта ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (доверенность №43 от 17.10.2013г.),
в отсутствии ххх., надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Дагестанского УФАС России (далее – Управление) 11.06.2013г. (вх.№6538) поступило коллективное заявление жильцов дома, проживающих по адресу г.Махачкала, ул. Казбекова, №180 «а», об отсутствии горячего водоснабжения, на период планово-предупредительного ремонта на срок превышающий более 14 суток.
По результатам данного заявления, приказом №182 от 21.06.2013г. Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №29/2013 в отношении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме №180 «а» по улице Казбекова г.Махачкалы, при предоставлении коммунальной услуги - «горячее водоснабжение».
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх признала тот факт, что по указанному адресу отсутствовала подача горячей воды на период с 14 мая по 13 июня 2013 года. При этом она пояснила, что причиной отключения горячей воды в многоквартирном доме по адресу г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а», в указанный период, являлось проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
Представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх также пояснила что, согласно п.5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. №170 (далее – Постановление) «организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления». В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованным с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 Комиссия пришла к выводу, что для изучения представленных ОАО «Махачкалатеплоэнерго» материалов необходимо объявить перерыв в заседании Комиссии.
Рассмотрение по делу №29/2013 было назначено на 24.07.2013 на 15.30 мин.
На рассмотрении дела №29/2013 ххх пояснила что, руководствуясь п.98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В целях полного освобождения потребителей за период остановки котельной на планово – предупредительный ремонт ОАО «Махачкалатеплоэнерго» составлены акты и переданы в ООО «Энергосбыт-1» для осуществления перерасчета начисленной суммы.
ххх заявила что, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, граждане были уведомлены о предстоящем отключении по средством опубликования уведомления в СМИ.
Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Махачкалатеплоэнерго» состава нарушения, предусмотренного ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, выразившегося в нарушении сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
При этом Комиссия исходила из следующего.
Поставку коммунальной услуги – горячего водоснабжения в адрес указанного жилого дома осуществляет ОАО «Махачкалатеплоэнерго».
Согласно информационному сообщению, опубликованному а газете «Дагестанская правда» от 24.04.2013г., ОАО «Махачкалатеплоэнерго» прекращает подачу горячей воды в котельную IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в данный дом) с 14 мая 2013г по 13 июня 2013г.
В соответствии с актом отключения горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 14.05.2013г. по 13.06.2013г. – 17 дней.
На заседании Комиссии и письмом №235 от 12.07.2013г. ОАО «Махачкалатеплоэнерго» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: это проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованный с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» превысило срок проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР.
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Федеральным законом от 30.03.1999 №52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно – эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем горячего водоснабжения (далее – СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
В приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно Уставу ОАО «Махачкалатеплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008г. № 189 ОАО «Махачкалатеплоэнерго» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ОАО «Махачкалатеплоэнерго» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Махачкалатеплоэнерго», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь статьей 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 статьи 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1) Признать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
2) Выдать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
3) Передать материалы дела 29/2013 уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу №29/2013
01.08.2013г. г. Махачкала
Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31.07.2013г. по делу № 29/2013 о нарушении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева,
д.15, кор.А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушения установленных действующим законодательством сроков (14 суток) перерыва предоставления коммунальной услуги - горячего водоснабжения собственникам жилых помещений, на обслуживаемой ОАО «Махачкалатеплоэнерго» территории, на период ежегодных ремонтных и профилактических работ.
2) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» направить в Администрацию МО ГО г.Махачкала изменения в утвержденный график на опрессовку и планово-предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей на 2013г., с учетом действующего законодательства.
3) Опубликовать в средствах массовой информации извещение об изменении графика планово-предупредительных работ котельных и опрессовки тепловых сетей.
4) Об исполнении настоящего предписания ОАО «Махачкалатеплоэнерго» сообщить в Дагестанского УФАС России до 10 сентября 2013, с приложением подтверждающих документов.
.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Исп. Саидов Ш.М. (8722) 51-72-08
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение
по делу №29/2013
г. Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена «24» июля 2013г.
В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2013г.
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
рассмотрев дело №29/2013 по признакам нарушения ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева, д.15, кор.А) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
в присутствии представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх – юрисконсульта ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (доверенность №43 от 17.10.2013г.),
в отсутствии ххх., надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
В адрес Дагестанского УФАС России (далее – Управление) 11.06.2013г. (вх.№6538) поступило коллективное заявление жильцов дома, проживающих по адресу г.Махачкала, ул. Казбекова, №180 «а», об отсутствии горячего водоснабжения, на период планово-предупредительного ремонта на срок превышающий более 14 суток.
По результатам данного заявления, приказом №182 от 21.06.2013г. Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №29/2013 в отношении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме №180 «а» по улице Казбекова г.Махачкалы, при предоставлении коммунальной услуги - «горячее водоснабжение».
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх признала тот факт, что по указанному адресу отсутствовала подача горячей воды на период с 14 мая по 13 июня 2013 года. При этом она пояснила, что причиной отключения горячей воды в многоквартирном доме по адресу г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а», в указанный период, являлось проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
Представитель ОАО «Махачкалатеплоэнерго» ххх также пояснила что, согласно п.5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. №170 (далее – Постановление) «организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления». В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованным с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
24.07.2013г. на рассмотрении дела №29/2013 Комиссия пришла к выводу, что для изучения представленных ОАО «Махачкалатеплоэнерго» материалов необходимо объявить перерыв в заседании Комиссии.
Рассмотрение по делу №29/2013 было назначено на 24.07.2013 на 15.30 мин.
На рассмотрении дела №29/2013 ххх пояснила что, руководствуясь п.98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В целях полного освобождения потребителей за период остановки котельной на планово – предупредительный ремонт ОАО «Махачкалатеплоэнерго» составлены акты и переданы в ООО «Энергосбыт-1» для осуществления перерасчета начисленной суммы.
ххх заявила что, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, граждане были уведомлены о предстоящем отключении по средством опубликования уведомления в СМИ.
Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя ОАО «Махачкалатеплоэнерго», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Махачкалатеплоэнерго» состава нарушения, предусмотренного ч.1 ст.10 Закона о конкуренции, выразившегося в нарушении сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
При этом Комиссия исходила из следующего.
Поставку коммунальной услуги – горячего водоснабжения в адрес указанного жилого дома осуществляет ОАО «Махачкалатеплоэнерго».
Согласно информационному сообщению, опубликованному а газете «Дагестанская правда» от 24.04.2013г., ОАО «Махачкалатеплоэнерго» прекращает подачу горячей воды в котельную IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в данный дом) с 14 мая 2013г по 13 июня 2013г.
В соответствии с актом отключения горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 14.05.2013г. по 13.06.2013г. – 17 дней.
На заседании Комиссии и письмом №235 от 12.07.2013г. ОАО «Махачкалатеплоэнерго» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: это проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей.
В соответствии с графиком остановки на опрессовку и планово – предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей ОАО «Махачкалатеплоэнерго», согласованный с Администрацией городского округа г.Махачкала, проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на IV – ЮЗМР (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул.Казбекова, 180 «а») должно было проводиться с 14.05.2013г. по 13.06.2013г.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» превысило срок проведение планово – предупредительного ремонта котельных и тепловых сетей на котельной IV – ЮЗМР.
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Федеральным законом от 30.03.1999 №52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы это – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно – эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20 утверждены «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем горячего водоснабжения (далее – СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
В приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, сформулированы требования к качеству коммунальных услуг, согласно которым допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно Уставу ОАО «Махачкалатеплоэнерго» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008г. № 189 ОАО «Махачкалатеплоэнерго» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ОАО «Махачкалатеплоэнерго» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ОАО «Махачкалатеплоэнерго» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО «Махачкалатеплоэнерго», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействий) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь статьей 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 статьи 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1) Признать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении установленных действующим законодательством сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений расположенных по адресу: г. Махачкала ул. Казбекова, д. №180 «а».
2) Выдать ОАО «Махачкалатеплоэнерго» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
3) Передать материалы дела 29/2013 уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу №29/2013
01.08.2013г. г. Махачкала
Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – Адигюзелова К.А.
Членов Комиссии:
Ибрагимова М.Р.
Магомедова М.Р.
Саидова Ш.М.
Агаева Р.М
контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 31.07.2013г. по делу № 29/2013 о нарушении ОАО «Махачкалатеплоэнерго» (Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева,
д.15, кор.А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушения установленных действующим законодательством сроков (14 суток) перерыва предоставления коммунальной услуги - горячего водоснабжения собственникам жилых помещений, на обслуживаемой ОАО «Махачкалатеплоэнерго» территории, на период ежегодных ремонтных и профилактических работ.
2) ОАО «Махачкалатеплоэнерго» направить в Администрацию МО ГО г.Махачкала изменения в утвержденный график на опрессовку и планово-предупредительный ремонт котельных и тепловых сетей на 2013г., с учетом действующего законодательства.
3) Опубликовать в средствах массовой информации извещение об изменении графика планово-предупредительных работ котельных и опрессовки тепловых сетей.
4) Об исполнении настоящего предписания ОАО «Махачкалатеплоэнерго» сообщить в Дагестанского УФАС России до 10 сентября 2013, с приложением подтверждающих документов.
.
Председатель Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии М.Р. Ибрагимов
М.Р. Магомедов
Р.М. Агаев
Ш.М. Саидов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Исп. Саидов Ш.М. (8722) 51-72-08
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 29
[format] =>
[safe_value] => 29
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-08-01 17:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-08-01 17:46:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1375689013
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] =>
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Дагестанское УФАС России
)